27.06.2022 21:11
    Поделиться

    В Госдуме обсудили модель высшей школы России

    На парламентских слушаниях в Госдуме обсудили будущее системы высшего образования в России. Более 700 человек собрались, чтобы найти пути совершенствования подготовки студентов в новых условиях, когда принципы Болонской системы уступают место национальным интересам.

    Председатель Госдумы Вячеслав Володин сразу отметил: вузы обязаны дорожить качеством образования, а поэтому должны отвечать за результаты своей деятельности.

    Основные принципы, по которым должна развиваться высшая школа, обозначил министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

    Во главе угла - направленность на развитие интересов экономики и достижение национальных целей.

    - Если посмотреть на более чем двадцатилетний опыт участия в Болонской системе, то окажется, что часть ее принципов недостаточно эффективна, - сказал Фальков. - В частности, по ряду направлений подготовки типичный четырехлетний срок обучения оказался недостаточным. В результате ряд ведущих вузов по собственной инициативе перешли на пятилетние программы подготовки бакалавров, например, Высшая школа экономики.

    Совершенствование системы высшего образования не должно быть нацелено на самоизоляцию, продолжил министр. "Мы расширяем и будем развивать сотрудничество со всеми, кто в этом заинтересован", - подчеркнул он.

    Признание дипломов обеспечивает не Болонская система, а межправительственные соглашения

    По его мнению, система высшего образования России должна быть еще более конкурентоспособной, понятной и привлекательной, в том числе и для иностранных студентов.

    - Фундаментальная подготовка должна сочетаться с практикой. Без этого мы будем готовить исполнителей и потребителей, способных лишь пользоваться чужими изобретениями, - отметил Фальков. - Нам нужны творцы, которые смогут работать на опережение. Нужно развивать инженерное образование и технологическое предпринимательство.

    Еще один принцип - гибкость образовательных программ, которые будут основываться на запросах работодателей. "Некоторые из компаний, например, рекомендуют сократить магистратуру в сфере ИТ с двух лет до одного года", - уточнил Фальков. При этом, подчеркнул министр, выбор того или иного профиля образования в начале обучения не должен "блокировать" студентов: должны быть все возможности менять маршрут.

    Ректор МГУ Виктор Садовничий предложил три формата обучения в вузах. Первый - приоритетный - специалитет: пять лет с получением одной квалификации или шесть лет, но с возможностью получить две смежные квалификации, например математика и информатика.

    Второй вариант - интегрированная магистратура: сквозная, непрерывная подготовка по системе "бакалавр+магистр" продолжительностью 6 лет. Причем с едиными контрольными цифрами приема. "По нашей статистике, 90 процентов выпускников МГУ выбирают именно эту модель", - подчеркнул Садовничий.

    Третий вариант - бакалавриат с возможностью трудоустройства после диплома или продолжения учебы в магистратуре, но с раздельными цифрами приема и отдельным конкурсным набором. "Эта модель была бы полезна для некоторых направлений, востребованных иностранными студентами", - уточнил Садовничий.

    Министр науки и высшего образования Валерий Фальков прояснил ситуацию с признанием дипломов российских вузов за рубежом.

    - Признание дипломов российских вузов на территории других стран происходит вне зависимости от Болонской декларации, - отметил министр. - Его обеспечивают специально межправительственные соглашения. Сейчас у нас более 70 подобных двусторонних соглашений.

    На слушаниях прозвучало немало предложений. Все они будут обсуждаться в министерстве и профильном думском комитете.

    - Летом мы с коллегами поработаем и осенью представим комплекс мер по созданию новой системы высшего образования, - заявил Валерий Фальков.

    Поделиться