27.06.2022 08:00
    Поделиться

    Позабыты хлопоты

    Умные роботы пришли в дома и в сферу услуг
    В начале ХХ века люди думали, что роботы станут частью повседневной жизни к миллениуму. Но пока они больше используются в промышленном секторе.
    Робот-кассир Дуняша на Петербургском экономическомфоруме угощала гостей кофе и позировала для селфи. Фото: РИА Новости

    По данным Международной федерации робототехники (IFR), в мире около 2,7 миллиона роботов, которые выполняют грязные, скучные и опасные промышленные операции. Бытовые роботы в начале пути. Рынок программного обеспечения для этой части робототехники, по оценкам IFR, будет расти со скоростью 45,5 процента в год до 2026 года, и, похоже, рывок в этом сегменте произойдет в ближайшие годы.

    Потребность в роботах для повседневной жизни обострилась из-за старения населения большинства стран Европы и Азии. "Этот факт и стал отправной точкой для начала массового применения роботов в быту", - говорит Константин Шафранский, замдекана факультета робототехники Университета "Синергия".

    Быстрое развитие роботов в промышленном секторе подтянуло серийное производство бытовых роботов уже с прогнозируемыми конечными ценами для покупателя. Непрерывное совершенствование технологий и оборудования для передачи информации (4G, 5G) - тоже важный фактор развития сектора.

    "Переломный момент в создании роботов - 2015 год, - говорит Роберт Гаспарян, руководитель проекта YaCuAi. - Произошло удешевление технологий прототипирования. То есть стали популярнее cad-программы для инженеров, возросла популярность 3D-принтеров. Можно быстрее тестировать гипотезы и создавать прототипы. Все это привело к быстрому росту рынка робототехники. Мне кажется, что все возможные роботы уже придуманы и созданы наиболее эффективные их версии".

    Самые распространенные бытовые роботы - роботы-пылесосы. По оценкам IFR, это 93 процента продаж для бытовых задач. Но эксперты Международной федерации робототехники предполагают, что в ближайшие годы пылесосы потеснят роботы-компаньоны, роботы для домашней безопасности и гуманоиды. Их прогноз: рост на 56 процентов в год с 2020 по 2023 годы.

    "Мне кажется, бытовым роботам некуда развиваться, направление будет стремиться скорее к интерактивности. Например, к интеграции с умным домом. С точки зрения технологии уже все есть. Ждем роботов-гуманоидов для помощи по хозяйству, как в фильме "Я, робот". Пока такие технологии слишком дорогостоящие", - говорит Роберт Гаспарян.

    Конечно же, роботы уже сегодня решают социальные задачи: поддерживают людей, прикованных к инвалидным коляскам, у которых одновременно ограничена подвижность рук. Роботизированные руки можно прикрепить к креслу, что позволяет людям открывать двери, поднимать предметы и выполнять множество других задач. Исследователи из Массачусетского технологического института работают над автономной инвалидной коляской с голосовым управлением для людей, потерявших подвижность из-за травмы головного мозга или конечностей, но сохранивших речь.

    Быстрое развитие роботов в промышленном секторе подтянуло серийное производство бытовых роботов уже с прогнозируемыми конечными ценами для покупателя

    Роботы уже пришли в сферу услуг. Они работают в гостиницах и ресторанах, в общественных местах, в магазинах. В отелях роботы несут чемоданы в номера, перевозят белье и встречают гостей. Информационные роботы используются в общественных местах, таких как аэропорты, для помощи пассажирам в поиске номера выхода на посадку или в магазинах, чтобы направлять покупателей к требуемому продукту. Роботы могут использоваться в ресторанах для приготовления и подачи пищи и транспортировки возвращенных подносов. Роборука "Альфред" бостонского стартапа компании Dexai Robotics используется как полноценная замена четырех работников на раздаче пищи на американской авиабазе в Северной Калифорнии. Французский стартап робот OmeletteBot используется как полноценная замена повара, он специализируется на приготовлении 16 видов омлетов, которые можно заказать по сети из номера гостиницы.

    Если промышленных роботов производят в основном в Японии, то производство профессиональных и бытовых сервисных роботов рассредоточено по миру. Рынок молодой - 23 процента производителей сервисных роботов являются стартапами (по оценкам IFR).

    Люди стали свободнее: роботы делают домашние дела, выполняют операции на производствах. Поэтому появилось отдельное направление бытовых роботов - социальное. В 2014 году робот hitchBot проехал более трех тысяч километров автостопом. Наладить отношения между людьми и роботами - такую задачу перед гуманоидом поставили его создатели.

    В тему

    Роботы часто не выглядят, как люди, но социальные роботы - должны, к примеру Kismet, созданный в Массачусетском технологическом институте еще в 1990-х годах и предназначенный для выражения эмоций и общения с людьми.

    Интересное направление - социальный робот, который помогает учителю со школьниками - мотивирует их, вовлекает в учебу, к примеру, Tico Robot. "Социальные роботы помогают инвалидам вовлекаться в общественную жизнь, помогают людям с ограниченными возможностями в бытовых проблемах. USC Interaction Lab и BlueSky Robotics разработали робота, призванного помочь в реабилитации детей с аутизмом, правда, у робота странное для русского слуха имя - Bandit", - говорит Ильшат Хасаншин, кандидат технических наук, доцент Департамента анализа данных и машинного обучения, руководитель Лаборатории робототехники, интернета вещей и встраиваемых систем Финансового университета при правительстве РФ.

    Поделиться