Решение ввести эмбарго на покупку российского золота (в 2021 году Россия экспортировала его более чем на 17 млрд долларов) объявили лидеры Великобритании, США, Японии и Канады. В ЕС на этот счет единого мнения нет. Глава Евросовета Шарль Мишель высказывался на этот счет весьма осторожно. "Что касается золота, мы готовы обсуждать детали и посмотреть, возможно ли ударить по золоту так, чтобы ударить по российской экономике и не ударить по самим себе", - отмечал он. После канцлер Германии Олаф Шольц высказался в похожем духе: предложение запретить импорт золота из России необходимо сначала обсудить на уровне ЕС.
Российский рынок драгметаллов можно будет переориентировать, подчеркнул пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
"Рынок драгоценных металлов глобальный, он достаточно большой, объемный и очень разнообразный. Как и с остальными товарами, разумеется, если один рынок теряет свою привлекательность в связи с нелегитимными решениями, то происходит переориентировка туда, где эти товары больше востребованы и где более комфортные и более законные экономические режимы", - сказал Песков (цитата по ТАСС).
На сегодняшний день крупнейшими импортерами (торговцами) золотом являются Великобритания и Швейцария. Лондон - центральная торговая площадка для сделок с золотом. "При этом сами страны G7 используют менее 1/5 потребляемого в мире золота, а около половины потребления приходится на конечных покупателей в Китае и Индии. В такой ситуации сложно сказать, как будет соотноситься взаимодействие контроля торговой инфраструктуры и реального рынка потребления золота. В случае необходимости, возможны прямые поставки драгметалла", - считает аналитик ФГ "Финам" Александр Потавин.
Серьезных последствий для России возможный запрет на экспорт золота вызвать не должен, считает аналитик. "Помимо Европы или США, у России есть другие рынки сбыта, в то время как импорта золота в РФ практически нет. В настоящий момент российский экспорт золота весьма ограничен из-за санкций. Однако Россия может оплачивать импортные товары той валютой, которой сейчас в избытке есть от продажи нефти, и при этом не нужно прибегать к продаже драгметалла. На крайний случай, потоки золота из России можно переориентировать на крупные рынки сбыта в Китае, Индии, ОАЭ", - говорит Потавин.
Еще одно направление, по которому страны G7 намерены попытаться сократить доходы России, - энергоносители. Здесь участники "Большой семерки" заявляют о планируемом собственном снижении зависимости от российских поставок сырья. Такую работу, в частности, намерены вести в ближайшие месяцы США и Еврокомиссия. При этом, по словам президента США Джо Байдена и главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, "масштабы этого вызова являются значительными".
Лидеры G7 также обсуждали и предложение США, которое предусматривает, что покупатели российской нефти сами определят максимальную цену, которую они готовы за нее платить. Конкретных решений на этот счет принято в итоге не было (скорее всего, на фоне позиции Евросоюза, который изначально воспринял эту идею без особого энтузиазма).
Недавно принятый Евросоюзом шестой пакет антироссийских санкций уже включает в себя частичное нефтяное эмбарго против российской нефти. По словам Шарля Мишеля, оно "немедленно охватывает более двух третей импорта нефти из России".
Эти ограничения не оказали того влияния на бюджет России, как задумывали западные политики, отметил финансовый аналитик группы компаний CMS Владимир Сагалаев. Более того, страна получает больше доходов от экспорта при меньших объемах продаж. Ограничение цен могло бы решить эту проблему и избежать дальнейшего ограничения поставок нефти, однако на деле это труднореализуемо и вряд ли возможно, рассказал эксперт.
По словам ведущего аналитика "Открытие Research" по глобальным исследованиям Андрея Кочеткова, подобное действие в рамках рыночных законов является "ничтожным". "В условиях явного дефицита поставок прочие покупатели вне вассалитета G7 будут покупать нефть по ценам, которые устраивают как покупателя, так и продавца", - пояснил он.
Инициатива западных стран будет иметь смысл только при полном участии всех стран ЕС, а также Китая и Индии, которые вряд ли поддержат такое решение, считает эксперт "БКС Мир инвестиций" Игорь Галактионов.
Кроме того, некоторые европейские страны почти на сто процентов зависят от российской нефти, что ставит под сомнение консенсус в отношении введения подобных мер. "Венгрия получает по трубе из России 86% всей нефти, Чехия - 97%, Словакия - почти 100%. Если Россия не согласится поставлять нефть по заниженной цене, то эти страны рискуют остаться совсем без сырья. Вряд ли они будут голосовать за решение, которое угрожает их энергетической безопасности", - предположил эксперт.
Основной механизм, рассматриваемый странами G7 для установки предельных цен на российскую нефть заключается в том, чтобы снимать страховку с грузов, за которые покупатель платит России больше установленной G7 предельной цены, объяснил аналитик TeleTrade Алексей Федоров.
Так как большая часть грузов страхуется британскими компаниями, такая схема выглядит логично, однако страны ЕС в своих санкциях уже договорились с британцами о запрете страховки морских судов с российской нефтью, плюс не стоит забывать про эмбарго на нефтяные поставки России в европейские страны. Получается, что европейцам для установки предельных цен на российскую нефть нужно отменить часть своих недавно принятых санкций, подытожил аналитик.