27.06.2022 08:00
    Поделиться

    Умно, и точка

    Университеты должны стать центром притяжения науки, бизнеса и креативных идей
    Сегодня Россия занимает шестое место в мире по численности исследователей. Однако их количество ежегодно сокращается. По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в 2020 году исследованиями и разработками занимались 346,5 тысячи человек. По сравнению с 2019 годом их количество сократилось на 0,5 процента, а по сравнению с 2011 годом - на 7,5 процента.
    Университеты привлекают студентов к научным исследованиям с первого курса.
    Университеты привлекают студентов к научным исследованиям с первого курса. / Татьяна Кравченко

    В сегодняшних реалиях такое положение вещей не может считаться нормальным. Именно поэтому сейчас все больше говорят о том, что наука должна получить новый импульс и стать частью большой национальной инновационной экосистемы в связке с государством, бизнесом и университетами.

    Во многих развитых странах именно вузы являются первой научной ступенью. В университетских стенах рождаются передовые научные мысли, которые затем становятся реальными технологиями и продуктами. Россия тоже движется в этом направлении. Сегодня большие ожидания возлагаются именно на вузы. Они должны быть не только кузницей умов и источниками знаний, но и проводить фундаментальные прикладные исследования, создавать технологические стартапы, стать "питательной средой" для появления инноваций, создавать по возможности научные центры мирового уровня, не говоря уже про обучение навыкам, которые будут востребованы в будущем.

    "Российская наука традиционно основана на деятельности университетов, - говорит замруководителя департамента логистики и маркетинга по УМР Финансового университета при правительстве РФ Дарья Швандар. - Фундаментальная подготовка и вовлечение студентов в научные мероприятия закладывают соответствующие профессиональные компетенции, позволяющие двигаться в научном направлении. Преемственность и наставничество обеспечивают передачу научного знания в рамках существующих научных школ, что создает крепкую базу для развития отечественной науки в будущем".

    Однако, по словам экспертов, наука, в том числе и вузовская, должна быть встроена в национальную инновационную экосистему, где государство, бизнес, наука и вузы будут находиться в синергии.

    "Сегодня необходимо сформировать национальную инновационную экосистему, гибкую, динамическую и поддерживающую нелинейные взаимосвязи, - уверен директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александр Чулок. - В этом случае вузы становятся "точкой сборки", через которую экосистему можно сформировать".

    По словам эксперта такая инновационная система должна опираться на вызовы будущего. Без этого невозможно определить ни профессии, ни компетенции, которые будут востребованы в перспективе. "В начале двухтысячных все поголовно хотели стать юристами и экономистами, - вспоминает Александр Чулок. - В итоге рынок оказался перенасыщенным такими специалистами".

    Сегодня на пике находятся профессии IT-сферы. Однако айтишник айтишнику рознь. И если сегодня специалист с энным количеством знаний и навыков считается востребованным, то завтра все может измениться.

    Есть целый ряд стимулов, чтобы вузовская среда смогла развернуться в сторону инноваций

    "Вряд ли в будущем, когда сегодняшние абитуриенты получат профессию, стране будет нужно именно такое количество айтишников или айтишников с теми компетенциями, которые осваивают сегодняшние студенты, - говорит Александр Чулок. - Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно провести научно обоснованный форсайт - определить, а какие в будущем будут компании и организации, какие специалисты будут там работать и какие навыки будут цениться больше всего. И опираясь уже на это, формировать свои текущие компетенции. Поэтому для вузов сейчас наступает очень важная роль по трансформации отечественной инновационной системы".

    Ведущие университеты уже встали на эту дорогу. Со стороны государства также есть четкий запрос и целый ряд стимулов для того, чтобы вузовская среда смогла трансформироваться, развернуться в сторону науки и инноваций. Сегодня реализуются программы, направленные на поддержку развития науки в вузах.

    7,5 процента за десять лет составило снижение числа специалистов, ведущих научные исследования

    "В последние годы отечественные вузы из исключительно учебных заведений постепенно превращаются в центры инноваций, в субъекты экономики, в поставщиков новых научных знаний, - говорит ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Иван Лобанов. - В рамках этого направления при вузах создаются научно-технические центры и малые инновационные предприятия, поддерживается молодежное предпринимательство".

    По словам эксперта, научные исследования вузов в большей степени должны быть ориентированы на применение результатов в реальном секторе экономики, должна повыситься их практико-ориентированность. В то же время для науки в стране и в вузовском ее секторе важно не упустить современные мировые тенденции, оставаться в тренде, владеть информацией о последних результатах научного поиска.

    Поделиться