Если следователь проговорит с гражданином - хоть с подозреваемым, хоть с родственником подсудимого, хоть со свидетелем - ночь напролет, то сам может оказаться под статьей. В УК предусмотрено специальное наказание за "Принуждение к даче показаний". Соответствующая статья предусматривает лишение свободы до трех лет. А если над человеком во время допроса еще и издевались, срок для правоохранителей может вырасти до восьми лет.
Как пояснил Пленум Верховного суда России, к незаконным действиям, совершаемым в целях принуждения к даче показаний, "могут быть отнесены, например, оскорбление данных лиц, умышленное существенное нарушение установленных требований о продолжительности и об условиях проведения допроса, использование фальсифицированных доказательств". Иными словами, если допрос вышел за допустимые временные рамки, - это повод возбуждать дело в отношении следователя.
При этом, как поясняет Верховный суд, преступление, предусмотренное статьей 302 УК "Принуждение к даче показаний", считается оконченным с момента совершения действий по принуждению к даче показаний независимо от того, были ли в дальнейшем даны соответствующие показания. Проще говоря, не важно, дал в итоге человек нужные следствию показания или оказался крепким орешком.
Председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев отметил, что в целом правовые позиции Верховного суда России повысят правовую защищенность граждан. Среди значимых разъяснений, по его словам, есть указание, что тяжким последствием при фальсификации доказательств является доведение бизнесменов до разорения. Если в результате сфабрикованного уголовного дела фирма обанкротилась, наказание для недобросовестных правоохранителей будет жестче. Подобный подход усиливает защиту предпринимателей, что в современных условиях приобретает особую значимость.
Помимо этого, постановление расширяет толкование статьи УК "Принуждение к даче показаний".
"Согласно данным разъяснениям, к незаконным действиям, совершаемым в целях принуждения к даче показаний, могут быть отнесены, например, оскорбление допрашиваемых лиц, умышленное существенное нарушение установленных требований о продолжительности и об условиях проведения допроса, использование фальсифицированных доказательств", - пояснил глава правления АЮР.
Еще одно важное положение: уголовная ответственность следователей и оперативников распространяется и на случаи "нажима" на родственников обвиняемых. Угрозы, шантаж семьи человека должны строго наказываться. Ведь порой правоохранители пытаются добиться нужных показаний, запугав близких людей фигуранта.
Другое преступление против правосудия - незаконное задержание. Как поясняет проект, преступлением будет не только задержать человека без оснований, но и не выпустить его вовремя. Допустим, если какой-то гражданин начальник придержит у себя решение суда, предписывающее выпустить человека, то будет виновен. Или если истек срок задержания, но гражданин начальник делает вид, что все врут календари. И не смотрит на стрелки часов.
За все те дни, часы, минуты и секунды, что человек провел в кутузке сверх положенного, гражданину начальнику придется ответить.
В свою очередь, советник Федеральной палаты адвокатов Дмитрий Тараборин замечает, что на законодательном уровне отсутствует конкретизация оснований для задержания подозреваемого или обвиняемого.