Почему столько внимания именно подросткам, а не младшим школьникам, к примеру? Инициатор форума, детский омбудсмен Мария Львова-Белова рассказала "РГ", что сегодня подростки меньше, чем дети других возрастов, охвачены позитивным вниманием и помощью. Чтобы исправить эту ситуацию Институт детского уполномоченного одним из важнейших направлений своей работы объявил программу "Подростки России".
"Подростковый возраст один из самых сложных этапов в жизни ребенка, напряженный и полный противоречий, - отмечает Львова-Белова. - Человек уже не маленький, но не может принимать решения и зависит от других. У него уже большие потребности, но еще нет самостоятельно заработанных денег. Он еще не умеет договариваться, но очень уязвим. Родители теряют влияние и контроль над ребенком, его авторитеты - это близкие ему по возрасту подростки или медийные кумиры. В общем, в этот период у подростка в жизни возникают новые зоны как развития, так и риска".
По словам детского омбудсмена, особое беспокойство вызывает как количество детских суицидов, так и преступления несовершеннолетних. В прошлом году, по данным Следственного комитета РФ, произошло 753 суицида несовершеннолетних.
"Это два человека в день. И хотя за последние три года количество детских суицидов все-таки снизилось, это все равно большие цифры. Несовершеннолетних, совершивших преступления, по данным за прошлый год, почти 30 тысяч человек. Состоят на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних почти 110 тысяч. И ведь зачастую органы профилактики тоже не знают, что с ними делать", - заметила Львова-Белова.
Поэтому в Институте уполномоченного по правам ребенка задумались о создании всесторонней системы поддержки подростков. Такой поддержкой, по словам Львовой-Беловой, должны стать подростковые центры, где они смогут найти позитивный круг общения и комфортное место досуга, альтернативу сидению в гаджетах или условным сборищам "за гаражами".
"Это что-то вроде клубов без формализма, куда может прийти любой подросток с улицы, - поясняет Львова-Белова. - Похожие пространства уже есть и показывают хорошие результаты. Специалисты, которые будут в этих центрах работать с детьми, оказывать им профессиональную социально-психологическую поддержку, пройдут обучение именно работе с подростками в тяжелых жизненных ситуациях: неблагополучными, оступившимися. Нельзя сказать, что сейчас такая работа не ведется, но у регионов для этого недостаточно ресурсов и специалистов. Задача такого специалиста - не просто выслушать, понять и дать адекватную психологическую поддержку, хотя это очень важно. Нужно помочь и родителям найти общий язык с ним, восстановить отношения. В некоторых случаях, возможно, будут привлекаться и различные структуры для помощи семье".
Уполномоченный по правам ребенка надеется, что такие центры станут для подростков местами позитивного досуга, который будет альтернативой отклоняющемуся поведению.
"Спорт, туризм, волонтерские проекты, профориентация, возможность сезонной подработки - все это должно оказаться для ребят привлекательнее, чем разрушение себя и окружающих", - подчеркнула Львова-Белова.
В этом году подростковые форумы пройдут также в Новосибирске и Владивостоке. Итоговый - Всероссийский - состоится в Москве в ноябре.
Организаторы форума "Подростки 360" надеются, что результатом их работы станет создание профессионального сообщества, где эксперты смогут обменяться информацией, современными методиками и удачными практиками.
"У нас в стране есть огромное количество специалистов по работе с подростками, армия педагогов, работающая с подростками, хорошо бы им всем объединиться, чтобы найти лучшие решения проблем трудного возраста, - отметил руководитель сайта РосПодРос, генеральный директор Центра развития социальных проектов Армен Попов. - Проект "Подростки России" должен помочь нащупать те пути коммуникации, которые могут существовать между старшим поколением и подростками. Мы понимаем, что новое поколение подростков - это люди другого образа мышления, другой структуры потребления и переваривания информации. Самое сложное для нас - их оценка ценностей. Те ценности, которые для нас стали безусловными, для подростков не являются таковыми. Культурные, этические, религиозные, патриотические. Как передать нам эти ценности, каким языком транслировать их подросткам? Эти и другие ответы мы должны найти на наших подростковых форумах".