В Воронеже отмечают столетие автора знаменитой картины из "Родной речи"

Большая ретроспектива работ Ксении Успенской, которой в этом году исполнилось бы сто лет, открылась в Воронежском художественном музее имени И. Крамского.

Когда-то репродукции ее картин знал каждый советский школьник. Их можно было видеть в учебниках и на открытках. Самое известное полотно Успенской - "Не взяли на рыбалку" 1955 года - украшало "Родную речь". Эту картину почти сразу выкупила Третьяковка. Но для художницы она знаменовала лишь начало пути. Впереди были годы плодотворного творчества в разных техниках. Свою последнюю работу, плод семилетних трудов, Ксения Николаевна закончила в 2016 году. Она называлась… "На рыбалке".

Для выставки "Ксения Успенская. Совершенное чувство прекрасного" отобрали около 80 картин и графических листов. Большинство из них - в основном живопись - хранится в собрании музея имени И. Крамского. Ценным дополнением послужили работы из коллекций воронежцев: Александра Гуторова, Андрея Козлова, Романа Серебрянского - и сына художницы Александра Кологривова, который предоставил, в частности, то самое последнее полотно. Оно экспонируется впервые.

Родилась Ксения Николаевна в 1922 году в семье профессора сельхозинститута - в СХИ она и сама проработала большую часть жизни. С детства занималась музыкой, ходила в кружок рисования, которым руководила ученица Николая Рериха.

- В 1940 году в воронежском музее готовили выставку женщин-художниц. Отборочную комиссию возглавлял известный живописец, ученик Репина Александр Бучкури. И он одобрил все работы, которые представила Успенская, - рассказал коллекционер, организатор выставок Александр Гуторов. - Затем Ксения Николаевна уехала учиться в Москву, окончила факультет художественной керамики Института декоративного и прикладного искусства. Работала в НИИ строительных материалов и ходила в изостудию к Петру Кончаловскому. Он высоко оценил ее этюд "Туманный вечер" и посоветовал бросать керамику, сосредоточиться на живописи.

В Воронеж Успенская вернулась в 1953 году. На выставке есть этюд к ее картине того времени "Водные процедуры полезны всем" - портрет маленькой девочки, которая, кажется, вот-вот расплачется. Жанровые работы, раскрывающие психологию ребенка, были ее коньком. С особой любовью Ксения Николаевна писала портреты. А вот яркие пейзажи появились в ее творчестве после 1970 года, когда их с мужем - живописцем Василием Криворучко - стали выпускать за рубеж. Они побывали в Африке и Индии, объездили Европу. И привезли более 300 набросков. На их основе у Ксении Николаевны появилась серия графических работ в технике монотипии. Оттиски на мокром картоне запечатлели буйную зелень тропических лесов, слонов в Дели, изящный монастырь в горах и тонкие фигурки ловцов жемчуга.

- В экзотических странах стиль и палитра Ксении Николаевны совершенно преобразились. Она рисовала пастелью, акварелью, в более поздних работах показала себя как тонкий импрессионист. Чистота линий в ее графике говорит о хрупкой чистой душе, - отметил Гуторов. - Успенская - знаковый художник для Воронежа. Так вышло, что никаких званий у нее не было. Как-то в разговоре с ней я сказал об этом с сожалением, а Ксения Николаевна только пожала плечами: "У меня нет звания, но у меня есть имя".

Выставка "Ксения Успенская. Совершенное чувство прекрасного" продлится до 17 июля 2022 года. Адрес музея: Воронеж, пр-т Революции, 18. Телефон для справок: (473) 255-38-67.

Последняя картина на мольберте

На склоне лет Ксения Успенская признавалась, что могла бы сделать в искусстве больше, не будь она так поглощена педагогической и общественной деятельностью. В сельхозинституте с 1966 года учили, как ни странно, студентов-архитекторов. И им Ксения Николаевна преподавала рисунок.

- Архитектурные отделения при сельхозинститутах тогда открыли в пяти городах СССР. Хрущев же объявил, что в 1980 году мы будем жить при коммунизме. А для этого надо было создать хорошие условия для жизни не только в городах, но и на селе, - объяснил один из студентов первого набора в Воронеже Владимир Пупынин. - На курсе было всего 25 человек, но благодаря нашему отделению вуз стал в некотором роде творческим. По четвергам в клубе СХИ показывали интересные фильмы, собирались архитекторы, художники, скульпторы. Мы часто бывали у них в мастерских, тепло общались. Ксению Николаевну же мы просто боготворили. Она была очень душевным человеком. К ней приятно было ходить на занятия, на пленэры. Может быть, мы не стали хорошими рисовальщиками, но мы очень дорожили общением с ней и по окончании института долго поддерживали связь. Последний раз мы виделись, наверное, в 2019 году. Ей было уже много лет (Успенская умерла в апреле 2019-го на 97-м году жизни. - прим. "РГ"), но у нее на мольберте стояла начатая картина - мальчишки прыгают в воду…

Прямая речь

Валентина Сумина, воронежский художник:

- Ксения Успенская была очень красивой женщиной, которую Бог вдобавок наградил талантом. В нее влюблялись все встречные. Я вспоминаю, как в изостудию при ДК имени Коминтерна пришли сорокалетние участники войны, а среди них она - высокая, статная, рыжеволосая. В общении Ксения Николаевна была не очень активна, хотя играла заметную роль в комиссиях Союза художников РСФСР, помогала коллегам как депутат областного Совета. У старшего поколения навязла в зубах фраза "Свобода, равенство и братство" - такого состояния в обществе никогда и нигде не было и не будет, но Успенская была из того времени, когда эти слова пытались подкрепить практикой. В ее картинах есть аромат мягкости, задушевность и аристократизм. Как у всех авторов, у Ксении Николаевны есть более и менее удачные произведения, но во всех чувствуется внутренняя гармония, которой нам всем сегодня не хватает.