Пушкинский музей показывает возвращенные картины из собрания братьев Морозовых

Выставка "Брат Иван. Коллекция Михаила и Ивана Морозовых" в Пушкинском музее открывается 28 июня. Билеты на мероприятие уже доступны на сайте музея: утренние слоты пока свободны. Это главный проект Пушкинского музея 2022 года, продолжающий рассказ о великих династиях московских коллекционеров, начатый выставкой "Щукин. Биография коллекции" в 2019 году. В экспозицию войдут произведения, принадлежавшие Ивану и Михаилу Морозовым: 73 работы из Эрмитажа, 71 - из Третьяковской галереи и 113 - из ГМИИ им. А.С. Пушкина. На выставке представлены работы Камиля Писсарро, Пьера Огюста Ренуара, Клода Моне, Поля Синьяка, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Константина Коровина, Марка Шагала, Бориса Кустодиева, Валентина Серова и других художников. Через эти произведения музей расскажет о влиятельном роде промышленников Морозовых, в конце XIX века давшем России сразу двух коллекционеров - эксцентричного экспериментатора Михаила и вдумчивого знатока Ивана.

Картины из коллекции Морозовых были представлены в парижском фонде Louis Vuitton. Выставку, проходившую с 22 сентября 2021-го по 3 апреля 2022 года, посетили 1,3 миллиона человек. Но подходы к экспонированию в Москве и Париже разные.

"В этом и был замысел - показать три разных прочтения собрания Морозовых, - рассказала "РГ" директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак, приходившая в редакцию на "Деловой завтрак". - Разница подходов определяется городом, страной, аудиторией, временем. Мы воспринимаем эти выставки как часть единого цикла. Изначально Государственный Эрмитаж и наш музей имени Пушкина задумывали провести этот цикл выставок в Москве, Париже и Петербурге как приношение выдающимся коллекционерам - братьям Щукиным и братьям Морозовым, которым Россия многим обязана. Их имена на долгие годы были забыты. Но именно благодаря их вкусу, таланту, щедрости ГМИИ им. А.С. Пушкина и Эрмитаж обладают одной из лучших в мире коллекций импрессионистов и постимпрессионистов. Иван Абрамович покупал тех же французских художников, что и Сергей Иванович: картины Сезанна, Матисса, Пикассо, Гогена... Морозов ценил тонкую живописность, гармонию. Его коллекция не выглядит столь радикально новаторской, как собрание Щукина. Но он постепенно выработал в себе безупречный вкус. Ощущение, что он сразу задумывал собрание музея современного искусства: его приобретения выстраиваются в единую нить, показывая французскую живопись как непрерывную традицию, где каждое новаторское решение происходит в диалоге мастерами давнего и недавного прошлого. Коротко говоря, Щукин представлял современное искусство как революцию, Морозов - как эволюцию, что очень созвучно фундаментальной идее музея".

Выставка открыта в главном здании музея до 30 октября.