Картины из коллекции Морозовых были представлены в парижском фонде Louis Vuitton. Выставку, проходившую с 22 сентября 2021-го по 3 апреля 2022 года, посетили 1,3 миллиона человек. Но подходы к экспонированию в Москве и Париже разные.
"В этом и был замысел - показать три разных прочтения собрания Морозовых, - рассказала "РГ" директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак, приходившая в редакцию на "Деловой завтрак". - Разница подходов определяется городом, страной, аудиторией, временем. Мы воспринимаем эти выставки как часть единого цикла. Изначально Государственный Эрмитаж и наш музей имени Пушкина задумывали провести этот цикл выставок в Москве, Париже и Петербурге как приношение выдающимся коллекционерам - братьям Щукиным и братьям Морозовым, которым Россия многим обязана. Их имена на долгие годы были забыты. Но именно благодаря их вкусу, таланту, щедрости ГМИИ им. А.С. Пушкина и Эрмитаж обладают одной из лучших в мире коллекций импрессионистов и постимпрессионистов. Иван Абрамович покупал тех же французских художников, что и Сергей Иванович: картины Сезанна, Матисса, Пикассо, Гогена... Морозов ценил тонкую живописность, гармонию. Его коллекция не выглядит столь радикально новаторской, как собрание Щукина. Но он постепенно выработал в себе безупречный вкус. Ощущение, что он сразу задумывал собрание музея современного искусства: его приобретения выстраиваются в единую нить, показывая французскую живопись как непрерывную традицию, где каждое новаторское решение происходит в диалоге мастерами давнего и недавного прошлого. Коротко говоря, Щукин представлял современное искусство как революцию, Морозов - как эволюцию, что очень созвучно фундаментальной идее музея".
Выставка открыта в главном здании музея до 30 октября.