Проблематика общественного транспорта в Черноземье, обострившаяся в последние недели в связи с закрытием троллейбусных маршрутов в Белгороде и очередными отсрочками старта работы новых маршрутных сетей в ряде других городов, на полях Петербургского форума обсуждалась так же активно, как и в регионах. Эксперты в который раз отметили: к пассажирскому транспорту в городах нельзя относиться как к обычному бизнесу, целью которого во все времена остается прибыль и ничего больше. Все же общественные автобусы, троллейбусы и трамваи выполняют важную миссию, позволяя городам жить и развиваться. Поэтому пассажирский транспорт субсидируется всегда и везде.
Без господдержки в разных ее проявлениях не обходится и обновление подвижного состава и инфраструктуры для него. Яркий пример - Курская область. Разговор о концессионном соглашении, в рамках которого частный инвестор займется модернизацией трамвайных путей тяговых подстанций и депо, а также пустит по улицам Курска новые вагоны, наконец был оформлен юридически. Глава области Роман Старовойт и гендиректор компании "Мовиста Регионы" Александр Советников подписали соответствующий протокол о намерениях. Документ, которым предусмотрена модернизация электротранспорта Курска, гласит, что власти и инвестор планируют в рамках концессионного соглашения обновить и инфраструктуру, и подвижной состав электротранспорта.
В частности, будет отремонтировано трамвайное депо, построены тяговые подстанции и питающие линии. Инфраструктуру на протяжении почти 43 километров по улицам Курска обновят, чтобы по ней запустить новые трамваи. Планируется, что будет приобретено 22 односекционных вагона.
Сумма инвестиций названа в размере 12 миллиардов рублей, а вся программа рассчитана на два ближайших года. Роман Старовойт отметил, что таким образом облик столицы Соловьиного края должен кардинально измениться в лучшую сторону, но самое важное - курский общественный транспорт станет гораздо комфортнее для горожан. Это улучшение в компании-инвесторе измеряют показателями пассажиропотока. Александр Советников отметил, что вместо нынешних 5,6 миллиона человек электротранспортом смогут пользоваться все семь миллионов.
Именно инфраструктура во всех ее аспектах была названа экспертами ПМЭ-2022 настоящим драйвером экономики. Сегодня это не только транспортные артерии, но и инженерные коммуникации, а также связь. Сотовые операторы-гиганты в своем стремлении дойти в регионах до самых до окраин заключили массу соглашений с областными чиновниками. Так, о сотрудничестве договорились представители Белгородской области и ПАО "Вымпел - Коммуникации". Как отметил первый замглавы региона Евгений Мирошников, речь шла не столько о надежном покрытии мобильной сетью, сколько о цифровой экономике на Белгородчине в целом. Не исключено, что совсем скоро в регионе узнают о конкретных совместных проектах с компанией, пока же самим белгородцам важно, чтобы мобильная сеть не просто развивалась в самых отдаленных от областного центра местах, но и становилась полем для конкуренции сотовых операторов.
О том, что коммуникации приобретают все большее значение, говорили и представители строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. Первая не может развиваться, пока вторая остановилась. Именно поэтому значительная часть региональных чиновников подчеркнула: инфраструктурные кредиты не случайно запрашиваются у федерального центра. Данные средства - а это миллиарды рублей - направляются на новые водопроводы и канализационные сети, строительство водозаборов и обновление уже возведенной, но "уставшей" инфраструктуры. Примеров тому - масса: в Белгородской и Курской, Липецкой и Воронежской областях без нового кредитования не стартовали бы крупные строительные проекты.
Представители строительного кластера вторят госслужащим: есть коммуникации, а то и просто перспектива их появления - можно реализовывать самые масштабные проекты.
- В прошлом и нынешнем годах регионам была оказана мощная поддержка - это так называемое инфраструктурное меню, которое позволяет видеть перспективу. Огромные суммы - один триллион рублей на четыре года - направлены на инфраструктурные бюджетные кредиты регионам, - напомнил министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин. - Ими регионы смогли заместить кредиты коммерческие на кредиты бюджетные, что тоже позволило согласованно вести инфраструктурные проекты. То есть сегодня мы обеспечиваем будущее необходимыми сооружениями: котельными, очистными, водозаборами, новыми сетями. Мы даем возможность застройщикам, пользуясь уже другими механизмами, такими как инфраструктурные облигации, запустить активное строительство и вовлекаться в новые проекты.
Отдельной темой стала социальная инфраструктура. Детские сады и школы, современные поликлиники и сельские ФАПы, спортивные комплексы и "умные" площадки для фитнеса - все это теперь не дань моде, а необходимость не только в столицах, но и в крупных селах. Региональные чиновники поспешили подчеркнуть: строительство таких объектов - к примеру, по той же программе с говорящим названием "Стимул" - становится драйвером развития как отдельных микрорайонов, так и населенных пунктов в целом. И хотя не секрет, что некоторые региональные чиновники видят в этом в первую очередь прекрасное средство для поддержки того же строительного кластера, исправно пополняющего областную казну, в целом же все это решает глобальную задачу.
- У наших предприятий сегодня ощущается постоянная потребность в кадрах. И чем более благоустроен конкретный населенный пункт, тем больше шансов, что именно в эту точку поедут люди, которые готовы трудиться и работать, - уверен липецкий губернатор Игорь Артамонов. - Поэтому мы и строим ДК, ФАПы, больницы, спортивные сооружения, чтобы частный инвестор получал прибыль.
Такую логическую цепочку - от благоустройства конкретной улицы до обеспеченности предприятий квалифицированным персоналом - выстраивают все чаще и предприниматели. Представители бизнес-сообщества уверены: когда они тоже улучшают качество жизни в городе или селе, они инвестируют в тот самый человеческий капитал.
Глава Курского электроаппаратного завода Андрей Канунников на одной из секций ПМЭФ отметил, что таким инициативам всегда предшествует открытый доверительный диалог с властями. Сначала они приходят с четким намерением поддержать бизнес.
- Очень радует, когда к тебе приходят и сначала спрашивают, чем помочь, а потом уже говорят об участии в каких-то социальных программах, - отмечает он.
В курском случае именно так и было. Сам Андрей Канунников, чье предприятие располагалось в историческом центре Курска, теперь делится опытом: производственные мощности он перенес в другое место, а там, в так называемом "детинце", помог организовать креативный кластер. В рамках деловой программы Курской Коренской ярмарки с ним познакомились гости десятков регионов страны, а основатель креативного кластера Игорь Дубинников напомнил о том, что именно здесь теперь своеобразная точка роста для всего Курска и региона. Ведь судьбу того же трамвая городские неравнодушные активисты решали в креативном кластере, и эту дискуссию просмотрели сотни пользователей соцсетей. В результате самым важным комментарием к ней стало сообщение Романа Старовойта о предварительных договоренностях с компанией "Мовиста". С тех пор прошло совсем немного времени, а городской трамвай готовится к обновлению.