Территория Кавминвод - это семь городов (в том числе курорты Пятигорск, Железноводск, Ессентуки и Кисловодск) и три района, где проживает более миллиона человек. Плюс сюда ежегодно приезжает отдыхать еще около миллиона гостей.
Как сообщил директор департамента планирования территориального развития минэкономразвития России Дмитрий Дегтярев, на КМВ совместно с властями края могут отработать план долгосрочного развития агломерации с определением приоритетов, источников финансирования, инвестпроектов. В дальнейшем он должен пройти согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, минстроем и минфином России, затем его отправят на утверждение в президиум правительственной комиссии по региональному развитию.
Сейчас минэкономразвития работает над сокращением сроков согласования проектов территориального планирования. Например, срок согласования Генплана может уменьшиться с трех месяцев до трех недель. По словам аудитора Счетной палаты РФ Натальи Труновой, нынешняя система стратегического и территориального планирования крайне перегружена из-за большого количества разных видов документов.
- Агломерация КМВ имеет большой потенциал для отработки предложений, которые могут быть использованы с целью оптимизации этой системы. Счетная палата уже анализирует документы терпланирования города-курорта Кисловодск, чтобы определить степень их взаимоувязки и выработать рекомендации для их совершенствования, - сообщила Трунова.
Как отмечает вице-президент ЦСР Татьяна Караваева, агломерации формируют множество территорий, поэтому необходимо синхронизировать планы их развития, определить точки роста, разработать совместные инвестиционные проекты, скоординировать строительство объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. Реализация долгосрочных планов должна способствовать созданию новых рабочих мест, увеличению производительности труда, развитию экономики и повышению качества жизни.
По словам министра экономического развития РФ Максима Решетникова, за последние 10 лет число проживающих в российских агломерациях увеличилось на девять процентов. Интернет и удаленная работа расширяют их границы.
Заместитель генерального директора компании SIMETRA Константин Тихонов назвал универсальный подход для развития высокоурбанизированных территорий - это полицентричность, то есть одновременное формирование в городской агломерации нескольких общественно-деловых центров, что позволит более равномерно распределять рабочие места и общественные зоны. Также важно строительство и реконструкция транспортной инфраструктуры.
- К сожалению, в России до сих пор мало внимания уделяется моделированию использования земель городских агломераций и исследованиям показателей, характеризующих экономию времени в пути, - пояснил корреспонденту "РГ" Тихонов. - Основная проблема современного градостроительного и территориального планирования заключается в том, что условия, в которых ведется эта работа, меняются чуть ли не каждый день. Это накладывается на то, что все крупные города России создавались при совсем другом технологическом укладе. Улично-дорожная сеть центральной части городов не отвечает современным требованиям пропускной способности и не подлежит серьезной реконструкции из-за исторических памятников.
При транспортном планировании специалисты часто видят, что единственно правильным решением является ограничение автомобильного движения в центре города. Но по факту размещения крупных торговых центров, большого количества магазинов, офисов и других мест притяжения, наоборот, приводит к его активизации.
- Серьезную помощь может оказать применение методов математического моделирования для оценки ситуации еще до того, как она наступит, - продолжает Тихонов. - Но, чтобы реально улучшить территориальное планирование, у властей всех уровней должно быть твердое желание это сделать. На деле же имитация попыток создать некий "идеальный" генеральный план приводит к очень длительным процедурам его утверждения. В существующей сегодня в России системе экономических взаимоотношений ключевым моментом является максимизация дохода. При появлении инвестора, готового вложить деньги в строительство жилья, городские власти, как правило, легко продают практически любой понравившийся участок земли. В свою очередь, это приводит к необходимости постоянно корректировать градостроительные документы.
Руководитель проектов архитектурно-брендинговой компании DeVision Илья Курбатов и вовсе утверждает, что многие эксперты еще три года назад пришли к тому, что генплан - архаичный инструмент. Из стратегического документа он превратился в тактический. В некоторых муниципалитетах изменения в него вносят несколько раз в год. И пока все компетентные органы их согласуют, они могут потерять свою актуальность. Поэтому сейчас вместо генплана активно внедряют мастер-планы. Они более гибкие, не имеют законодательных ограничений к составу и границам проектирования.
- При проектировании новых центров в городах нужна четкая программа: для чего они нужны и что там будет. Опросы, проведенные в России, показали, что жители недовольны качеством жизни в своих районах. Задача властей - перепрограммировать эти территории, чтобы вместе с новым комфортным жильем появлялись рабочие места, транспортная инфраструктура, ритейл, места досуга, - заявил корреспонденту "РГ" генеральный директор архитектурной студии IND architects Амир Идиатулин. - Помочь в этом может мастер-план, в основе которого лежит определение целей, задач, стоящих перед городом и его жителями, их приоритетов. Чтобы их понять, необходим глубокий анализ текущей социально-экономической ситуации, работа с различными группами населения, поэтому к разработке мастер-планов привлекают специалистов разных областей - урбанистов, архитекторов, экологов, экономистов, социологов, культурологов, транспортников.
По словам члена совета директоров крупных инвестиционных компаний, эксперта в сфере недвижимости Дмитрия Кучая, сегодня примером качественного подхода может служить Московская агломерация. Но опыт столицы далеко не всегда нужно брать "под копирку". Конкретные планы должны формироваться на местах с федеральным участием и кураторством.
- Для развития агломерации принципиально важны две составляющие, на которые потом "нанизывается" все остальное, - считает управляющий партнер компании "Финансовый и организационный консалтинг" Моисей Фурщик. - Это формирование современного транспортного каркаса и распределение функционала по разным частям агломерации. Но в России обычно пытаются решить локальные проблемы агломерации с помощью реализации множества точечных проектов без комплексного изменения системы. В результате одну проблему сменяет другая. Что касается разработки генеральных планов, то здесь основной причиной постоянных неудач является главенствующая роль архитекторов и инженеров. Авторы часто руководствуются формальными нормативами и абстрактными представлениями о правильной организации городского пространства, но слабо учитывают экономические реалии. В итоге документ может не выдерживать столкновения с действительностью. Поэтому очень важно изменить базовые подходы к территориальному планированию, поставив во главу угла экономику.
Как рассказал корреспонденту "РГ" политолог-преподаватель МГУ имени М.В.Ломоносова Артем Косоруков, в России ни один орган власти не занимается планированием развития городских агломераций, более того, сам термин до сих пор не оформлен юридически:
- Отсутствует эффективная инфраструктура формирования и поддержки агломераций как на государственном, так и на региональном уровне, нет согласованной системы документов долгосрочного территориального развития. Для решения данных проблем необходимо разработать нормативно-правовые основы управления городскими агломерациями. Оптимальной же формой для них является модель регионального управления.
Ринат Резванов, старший научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института минфина России:
- Нынешняя практика - утверждение Генплана не менее чем на 20 лет. Конечно, это способно сковать динамику городского развития - отсюда и довольно многочисленные примеры, когда спустя несколько лет генпланы начинают подвергаться ревизии и корректировке. Есть поручение президента, данное правительству еще в 2018 году, предусматривающее переход в крупных городах от Генплана к документам, определяющим стратегические направления градостроительного развития. К ним относится мастер-план - более гибкий и содержащий сценарные вариации. Поскольку к нему не предъявляется жестких требований в части корректировок, то он менее критичен в плане внесения изменений и дополнений. К тому же наполнение мастер-плана по умолчанию предусматривает активное участие в процессе горожан.
Что касается городских агломераций, то в прошлом году состоялся открытый конкурс на разработку мастер-плана Астраханской агломерации. Стоит отметить, это первый такой российский конкурс. Площадь территории - 2,6 миллиона гектаров, она включает не только Астрахань, но и всю прикаспийскую дельту Волги.