Прокуратура же после проверки пришла к выводу, что на горе допускается множество нарушений. "Выявлены факты неконтролируемого посещения территории памятника природы, в том числе со стороны организаций, предоставляющих услуги полетов на парапланах", - заявили в надзорном ведомстве. Здесь также добавили, что неконтролируемый доступ приводит к уничтожению почвозащитной растительности на горе. Негативно на состояние Юцы влияют и многочисленные грунтовые дороги, которые раскатывают автомобилисты, поднимаясь наверх.
"Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором в суд предъявлено административное исковое заявление о признании незаконным бездействия министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды края и о возложении на указанное министерство обязанности разработать и принять меры к утверждению положения об особо охраняемой природной территории регионального значения", - сообщили в прокуратуре.
Суд обязал министерство разместить информационные знаки о границах и режиме особой охраны памятника природы, исключить неконтролируемый доступ на его территорию. Министерству также поручили провести просветительскую работу и рассказать о недопустимости разрушения памятника природы. Оно также обязано проводить мониторинг состояния окружающей среды в границах памятника. Суд исковые требования прокурора удовлетворил в полном объеме.
Как рассказал корреспонденту "РГ" ставропольский парапланерист-инструктор Михаил Рыбасов, гора Юца - Мекка для тех, кто летает на парапланах и дельтапланах. В сезон там собирается много желающих подняться в воздух. Есть и те, кто зарабатывают на том, что катают туристов в тандеме.
- Для многих это стало основным источником заработка после того, как несколько лет назад полеты запретили на Машуке. Там были идеальные условия - канатная дорога, асфальтированный подъезд. Наверх поднимались много туристов. Сейчас же большинство коммерческих полетов проходит на Юце, - пояснил Рыбасов.
Он добавил, что накатанные автомобильные дороги действительно разрушают верхний плодородный слой почвы, в результате дожди и ветры приводят к эрозии.
- В советские годы заезжать на Юцу запрещалось. Спортсмены были вынуждены поднимать снаряжение сами. Но потом запрет сняли, - пояснил Рыбасов. - Новые ограничения ударят по коммерческим группам.
По словам председателя правления Федерации спорта сверхлегкой авиации Ставропольского края Олега Солодухина, в решении суда не идет речь о запрете на полеты. Говорится лишь о том, что на гору нельзя будет подниматься на автомобиле.
- Мы контактируем с дирекцией особо охраняемых природных территорий края. Сейчас решаем, как ограничить заезд на гору, так как пока туда все так же ездят автомобилисты. Скорее всего, будет какой-то забор. Мешать спортсменам летать никто не станет. Но вот поднимать снаряжение в гору придется уже не в машине. .
Ранее с критикой деятельности дирекции особо охраняемых природных территорий края выступил прокурор региона Александр Лоренц. Он заявил, что до сих пор не установлены границы охраняемых зон природных памятников "Гора Змейка", "Гора Машук", "Гора Юца", "Гора Дубровка", "Гора Бештау".
Иными словами, знаковые природные достопримечательности края фактически остаются без охраны. Это, в частности, позволило построить на горе Машук в Пятигорске молодежный патриотический лагерь - базу для ежегодного молодежного форума. Заявления Лоренца прозвучали в связи с принятием региональной думой скандального законопроекта о внесении изменений в краевой закон "Об особо охраняемых природных территориях". Несмотря на протест прокурора, депутаты большинством голосов поддержали документ.