28.06.2022 16:12
    Поделиться

    Эксперты: Зрители онлайн-кинотеатров без контента не останутся

    В 2022 году российский рынок видеосервисов, который бурно развивался в последние годы, может сократиться на 18-46 процентов. Такой прогноз дала одна из исследовательских компаний. Уход некоторых зарубежных платформ и производителей фильмов способен привести к дефициту легального контента. Это грозит новой волной пиратства, из-за которого индустрия будет недополучать средства. Однако пока онлайн-кинотеатры чувствуют себя не так плохо, как традиционные. Дело в том, что зависимость наших "домашних" зрителей от западной кинопродукции оказалась сильно преувеличенной, отметили эксперты на тематической сессии в рамках ПМЭФ.
    Важно привлечь внимание зрителя не только на видеосервисах, но и в кино.
    Важно привлечь внимание зрителя не только на видеосервисах, но и в кино. / Евгений Биятов/РИА Новости

    Охват россиян видеосервисами впечатляет. По данным исследователей, 52 процента пользуется ими от одного до 12 раз в месяц, еще 19 процентов - почти каждый день. Объем рынка в 2022 году превысил 66 миллиардов рублей. Все это не может исчезнуть в одночасье, считают специалисты.

    - О резком падении пока нет и речи, - отмечает гендиректор видеосервиса Premier Софья Митрофанова. - Если онлайн-кинотеатры и "пошатнутся", то через год-полтора. Снижение до 20 процентов возможно, но оно напрямую не связано с уходом западной продукции. К тому же на данный момент контентный ландшафт не сильно изменился. Во-первых, лицензии еще продолжают действовать, а во-вторых, мы ориентированы на российский контент с весомой долей оригинальных проектов. И большинство онлайн-кинотеатров движется в этом направлении.

    Индустрия взяла на заметку зрительский "патриотизм" еще в начале нулевых. Россиянам тогда стремились показывать лучшие сериалы со всего мира, но все рекорды по просмотрам била "Бригада".

    - Сегодня для домашнего онлайн-просмотра наш зритель тоже выбирает в основном отечественный контент, - подчеркивает директор Московской школы кино Мария Ситковская. - Для похода в кино с друзьями, конечно, нужен фильм-аттракцион, и американцы отлично их делают за сотни миллионов долларов. Но для просмотра дома на диване больше подойдет короткий российский сериал. И в последние годы качество нашего контента очень сильно выросло.

    Ежегодно в России производится уже порядка 100 фильмов и сериалов. Создание контента для онлайн-платформ финансирует, в частности, Институт развития интернета. В 2021 году в его производство было вложено порядка 5,5 миллиарда рублей, и в этом году, как обещают, сумма не снизится. Для сравнения: госфинансирование полнометражного кино составляет примерно семь-восемь миллиардов в год.

    - Инвестиции не уменьшаются, количество хороших проектов увеличивается с каждым годом, - сообщил генеральный директор института Алексей Гореславский. - Частные вложения тоже не останавливаются. Запрос на российское производство довольно велик, и есть средства, которыми можно индустрию "запитать".

    Впрочем, без американского и западноевропейского контента зритель тоже не останется, уверяют представители индустрии. Производителей много, и наши видеосервисы продолжают заключать международные контракты. В том же Голливуде, помимо мейджоров - ведущих киностудий, есть еще независимые создатели фильмов, напоминает продюсер и директор института кино ВШЭ Александр Акопов, основатель Амедиатеки.

    Ежегодно в России производится уже порядка 100 фильмов и сериалов

    - Распространена такая формула финансирования проектов, при которой производитель самостоятельно создает свой продукт, а потом он уже попадает "в лапы" мейджоров. Как 25 лет назад в Россию поступало голливудское кино? Наши дистрибьюторские компании охотились за этим контентом, а независимые американские продюсеры с удовольствием им его продавали. Сейчас в нашем прокате тоже идут зарубежные фильмы, приобретенные по таким независимым контрактам. Думаю, что эта деятельность будет только расширяться, и нас ожидает довольно приличный поток голливудской продукции. Не попадет только та, что финансировалась самими мейджорами, - поясняет продюсер.

    Но именно мейджоры как раз и делают кассу. Вероятнее всего, именно они теперь могут стать главной добычей пиратов. Это явление полностью не исчезало никогда, но в последнее время среди киноманов стало правилом хорошего тона оплачивать подписку на легальный контент. По мнению Софьи Митрофановой, молодое поколение зрителей уже понимает, что не нужно мучиться со скачиванием пиратских копий с торрента, и эту аудиторию нельзя потерять.

    - Борьба с пиратством, особенно в отношении иностранного контента, сегодня актуальна как никогда, - полагает гендиректор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин. - Но сейчас мы находимся с пиратами один на один, без оружия. За лето нам предстоит проработать механизм правового регулирования этой борьбы. Подготовлен законопроект, который позволит, в частности, удалять из поисковой выдачи сайты-"рецидивисты".

    Еще один тренд в развитии рынка видеосервисов - поворот на восток. Российские онлайн-кинотеатры увеличили закупки турецкой, индийской и южнокорейской продукции. И это может пойти на пользу отечественной индустрии.

    - К примеру, наши производители стремятся понять, почему у коллег из Южной Кореи получаются такие классные анимационные сериалы. А порядка 30 процентов компьютерной графики сегодня "рисуют" в Индии, и туда уходит немалая часть голливудского бюджета. Обращение к продукции этих стран принесет нам практику в технических профессиях, которые там активно развиваются, - говорит Мария Ситковская.

    В числе факторов, которые могут повлиять на развитие рынка в России, специалисты также называют возможное снижение платежеспособности пользователей. Но до полного отказа от видеосервисов, скорее всего, не дойдет. Главная проблема "диванного" зрителя - выход новых интересных проектов на разных платформах. Если у кого-то было несколько подписок - возможно, при сокращении семейного бюджета он оставит только одну.

    Кстати

    Некоторые регионы Северо-Запада вносят весомый вклад в развитие видеосервисов: они предоставляют локации для съемок и рибейты - возврат части затрат - производителям. Во многих фильмах можно увидеть улицы и окрестности Калининграда. Нашумевшая "Эпидемия" стала хорошей рекламой для туристической отрасли Поморья и Карелии, где снимался сериал. Немало успешных кинопроектов также снято в Мурманской области.

    Поделиться