Еще одна причина, уверяют эксперты, разница менталитетов - большие западные компании исключают человеческий фактор, без которого в российских коллективах не обойтись.
- Там бизнес-процессы стандартизированы так, что человеческий фактор не может оказать влияния на деятельность компании, - поясняет Евгения Гозман, директор по развитию ГК "Деловой эксперт". - Такой подход позволяет рассчитать и контролировать процессы в компании максимально точно, строить долгосрочные реальные прогнозы и исходя из этого принимать решения. Российские же менеджеры, управленцы и исполнители склонны иметь на все свое мнение.
Но почему так важна идеальная работа всего механизма компании?
- Сложный, но отлаженный операционной бизнес "Макдоналдс", к примеру, позволяет выдавать лучший финансовый результат на квадратный метр помещения. Планировать работу команды в часы пик в сотнях заведений по стране. Если что-то из их логистики, работы с персоналом, оборудованием, маркетингом или финансами сбоит, то сыпется вся система, - поясняет Константин Тютюнов, программный директор Русской школы управления.
И именно здесь кроется секрет больших завоеваний когда-то начинающих компаний.
- Если вы строите сеть с тысячами точек продаж, нет места творчеству. А большинство российских бизнесов существуют и развиваются в состоянии творческого хаоса, который нельзя масштабировать, - уточняет Анастасия Комарова, основатель маркетингового агентства Cleverra.
С другой стороны, генералы без армии, не генералы, любая бизнес-модель споткнется на отсутствии хорошей команды, полагает юрист и предприниматель Марина Володина.
Да и сила бренда кроется в смекалке его создателей. Которая также не поддается копированию. Получается, что без творчества успешную компанию не создать, просто нужно знать, когда остановиться и заняться операционной деятельностью, знать, когда начинается работа и заканчивается творчество.
Ответ на этот вечный вопрос проще, чем кажется: достаточно спросить у клиента.
- Предприниматели открывают свое дело, чтобы удовлетворить имеющийся спрос и получить прибыль. Когда люди нуждаются в бизнесе, тогда бизнес успешно развивается, - уточняет Кирилл Плохих, директор факультета бизнеса университета "Синергия".
Западные компании исследуют рынок и связывают группы потребителей с продуктом, отталкиваясь от цены и их потребности, считает Игорь Чепенко, генеральный директор компании "Удачная мебель". Не забывая определить, что именно отличает их от конкурентов - неизменные стандарты сервиса, которые не меняются от страны к стране (как у "Макдоналдса") или знание потребностей клиента, который доверяет бренду настолько, что компания сама решает, что клиенту надо (как у ИКЕА).
У наших же игроков зачастую нет понимания, чем их продукт или бренд будет лучше и уникальнее тех, что уже есть на рынке, полагает Ринальд Садыков, гендиректор Terabit Digital.
Да и качественный сервис на нашем рынке - явление пока незаурядное, несмотря на то что именно высокие стандарты сервиса - главный секрет успеха компании, дополняет маркетолог Катерина Пучкова.
- Когда на рынок вышел каршеринг "Делимобиль", казалось, что нельзя создать лучше, но потом пришел "Яндекс" и запустил свои автомобили с отличным сервисом, и дело даже не в цене! Клиенты ценят не только качество продукта, но и само обслуживание. Если каждая компания сделает хороший уровень сервиса, то мы вполне можем конкурировать с зарубежными компаниями, - приводит пример Дмитрий Ананьев, основатель всероссийского клуба предпринимателей "Бизнес Матрешка".
Что дает "правильный" сервис? Конечно "правильные" эмоции. Люди приходят в западные заведения за эмоциями, за неким "градусом счастья", им нравится, когда с ними "дружат".
- Можно бесконечно улучшать качество товара. Но пока к нему не будут приложены сервисные услуги, рекламное продвижение и улыбка сотрудника, ждать убедительных результатов не стоит, - уточняет Эльвира Галимова. основатель PR-бюро Done Media
Правда, здесь спикеры лукавят - улучшать качество нужно, как и уметь исправлять ошибки своих бизнес-процессов, считает Виктор Гришков, гендиректор компании "Дом спорта".
Чтобы расти, нужны просторы и транснациональные объемы продаж, без которых инвестиции не будут рентабельными, уточняет Николай Хорт, основатель сервиса доставки на последней миле Take'N'Go. Другими словами, большому кораблю нужно большое плавание, а в масштабах страны всегда получаются кораблики. Особенно когда на их строительство постоянно не хватает денег.
- Одним из факторов успеха зарубежных компаний является большой объем капитала - на США приходится 56 процентов общей стоимости мирового фондового рынка. Инвестиции позволяют идеям прогрессировать, а готовность предпринимателей рисковать провоцирует непрерывное улучшение и расширение бизнес-среды, - поясняет Татьяна Шашлова, СЕО Radar.
Но даже небольшому начинающему бизнесу важны финансовая поддержка и предпринимательская среда. А ею бизнес совсем недоволен.
- Наш банковский сектор занимается в первую очередь бизнесом, а во вторую - кредитованием бизнеса. Банковские корпорации фактически являются пылесосом, который высасывает энергию из бизнеса. Крупные банки не кредитуют своих конкурентов в тех отраслях, в которых они уже поглотили успешные развивающиеся компании. Мы часто видим, что как только небольшой бизнес начинает показывать результаты, его поглощает банк или крупная корпорация. И не всегда это поглощение является положительным для присоединенных компаний. Инновации рождаются именно в малом и среднем бизнесе, а не в крупном, - поясняет Игорь Логинов, руководитель ГК Clever bros.
Некоторые эксперты ставят вопрос еще более остро: а есть ли в принципе у наших граждан страсть к предпринимательству?
- Термины "предпринимательство" и "жульничество" в нашей стране долгое время были почти идентичны. В российских школах не учат самопрезентации и организации бизнеса, не рассказывают об инвестициях. В вузах не учат работать в команде и не рассказывают о своих идеях и планах, не учат налаживать связи, не стимулируют получать бизнес-образование. Предпринимателями в России становятся те, кто попал в тяжелую ситуацию, им приходится выживать, конкурировать в самом раннем детстве, не желая подчиняться системе, которая растит потребителей, - сетует Сергей Воропаев, CEO Advengene.com
Поэтому эксперты и приходят к выводу, что скопировать внешнюю модель недостаточно.
- У любого бизнеса есть идеология, корпоративная культура, цели основателя и, наконец, самое важное - команда и ее менталитет. Менталитет невозможно скопировать. Поэтому надо изобретать свое, - поясняет Антон Мельников, руководитель компании ЦКТ.
Можно только предположить, что на нашем рынке появятся аналоги, но не копии уникальных брендов, особенности которых выстроены на тех типах бизнес-моделей, которые напрямую связаны с творческим подходом и превосходной рыночной интуицией основателей этих брендов, уверена Ирина Скворцова, основатель Starling Consult. Это и хорошо, ведь "нет двух одинаковых бизнесов по природе: есть оригинал, а есть копии, которые, может, и неплохи по своей структуре, но провальные с точки зрения менеджмента. Мало произвести товар - нужно чтобы этот товар хотели покупать, нужно, чтобы его узнавали и принимали потребители", - подводит итог Артем Кахимов, гендиректор Future motors.