Калининград потерял 30 процентов грузов из-за ограничения транзита

Значительную часть грузопотока, перевозимого по железной дороге и автотранспортом между Калининградской областью и "большой" Россией, предстоит переключить на паромы и сухогрузы. К такому мнению пришли представители бизнеса и власти Калининградской области после введения Литвой транзитного эмбарго 18 июня. Ранее наземным способом в эксклав ввозили тридцать процентов товаров, попавших в санкционные списки Евросоюза.

Перечень, утвержденный последней редакцией регламента Совета ЕС 833/2014, получился обширным и занял 66 страниц. Наибольший удар он нанес по строительной отрасли: под запретом оказались продукция из чугуна и стали, древесина и изделия из дерева, цемент, бетон, сварные и бесшовные трубы, стекловолокно. В санкционный список также внесли калийные и фосфорные удобрения, спирт, серебро, упаковку из стекла, картон, красную икру, крабов, раков, креветок, бытовую технику дороже 750 евро, музыкальную аппаратуру и инструменты дороже тысячи и полутора тысяч евро и многие другие товары. Исключение сделали лишь для нефтепродуктов (бензина и дизеля), которые можно завозить в регион и вывозить из него до 5 февраля 2023 года.

Ситуацию усугубил тот факт, что о прекращении транзита Литовские железные дороги уведомили российских коллег всего за сутки до введения запрета. Это не позволило вовремя переориентировать грузовые потоки, что нанесло дополнительный удар по бизнесу. Стоит отметить, что введенные ограничения не коснулись пассажирских перевозок и транзита грузов, не попавших под санкции, - они осуществляются, как и прежде, беспрепятственно.

В правительстве Калининградской области действия соседей оценили как грубое нарушение норм международного права.

- В Европе просто желают, чтобы людям здесь было плохо, чтобы ухудшилось качество жизни, - отметил глава региона Антон Алиханов. - Все это очень грубое нарушение. Транзит в Калининград - важный гуманитарный аспект. Если изначально решение о запрете железнодорожного и автомобильного грузового транзита между нашим регионом и "большой" Россией выглядело как ошибка, то теперь сомнений не осталось: действия Литвы и Евросоюза являются частью целенаправленной санкционной политики. Мы уже подготовили список ответных мер на действия Литовской Республики и направили его в правительство РФ и администрацию президента.

Пока власти страны готовят политический и экономический ответ на очередной выпад Евросоюза, калининградский бизнес выстраивает новые логистические цепочки и подсчитывает возможные убытки. Переход с железной дороги и грузовых фур на паромы и сухогрузы, по мнению многих компаний, приведет к затягиванию сроков доставки и увеличению ее стоимости. Зачастую морские перевозки обходятся на 30-50 процентов дороже, нежели сухопутные. Так, представители одной из региональных металлургических компаний уже прибавляют к срокам доставки два-три месяца и корректируют прайсы на 10-20 процентов. На предприятии пояснили, что бронировать место на пароме сегодня приходится за неделю до его отплытия.

Плюс суда очень часто не перевозят водителей тех же фур, поэтому их приходится отправлять отдельными рейсами, что также создает определенные организационные проблемы.

Многие транспортные и строительные компании вовсе отказываются давать какие-либо комментарии, поскольку прогнозировать ситуацию крайне сложно. Возможные задержки поставок могут напрямую повлиять на сроки сдачи строящихся объектов, что увеличит риски как для предпринимателей, так и для жителей региона, вложившихся в будущее жилье.

Несмотря на это, дефицита товаров в самом западном регионе страны не ожидают.

- Все предприятия, профилирующиеся на использовании материалов, попавших под санкции, имеют запасы, позволяющие работать в штатном режиме, - прокомментировала ситуацию министр развития инфраструктуры Калининградской области Евгения Кукушкина. - На сегодняшний день некоторые из "санкционных" грузов, отгруженных до 17 июня, продолжают доставляться автотранспортом. Уже обеспечена возможность доставки товаров, попавших под транзитное эмбарго, морем. На сегодняшний день на линии Усть-Луга - Балтийск курсируют четыре судна с заходами в порт Балтийска примерно один раз в пять дней каждое. Время в пути составляет примерно 38 часов. Тарифы на перевозку не менялись.

Единственной альтернативой для перевозки запрещенных грузов остаются паромы и самолеты

По информации регионального правительства, проблем с доставкой морем, например, цемента не возникнет. Власти совместно с бизнесом и компанией-поставщиком уже оценили необходимые для строительной отрасли объемы материала и проработали логистику. Цемент будут фасовать в "биг бэги" и перевозить дополнительными судами. Первую партию погрузят на универсальный сухогруз "Холмогоры", курсирующий по линии Бронка - Калининград. Также используют свободные мощности судна "Урса Майор", следующего из Усть-Луги в Балтийск.

Сегодня в запасе у предприятий Калининградской области - порядка девяти тысяч тонн цемента. На станциях Калининградской железной дороги стоит 151 вагон со стройматериалом общим объемом в десять тысяч тонн. Кроме того, до 20 июля, по информации региональных властей, компании забронировали загрузку на паромы еще 155 вагонов с цементом. Жителей региона призвали не паниковать и не скупать стройматериалы и технику в магазинах, чтобы не создавать на них искусственного завышенного спроса.

Справка "РГ"

Пассажирские перевозки между Калининградской областью и другими регионами России осуществляются без изменений. Ежедневно аэропорт Храброво принимает более 90 авиарейсов, курсируют поезда дальнего следования. Через автомобильные пункты пропуска на границе каждый день выезжают и въезжают порядка 300 легковых автомобилей.

Кстати

В литовском МИДе опровергли информацию о полном запрете транзита через территорию прибалтийской республики в Калининградскую область. В ноте, направленной временному поверенному в делах России в Литве Сергею Рябоконю, говорилось о том, что республика последовательно реализует санкции ЕС, которые имеют разные переходные периоды и сроки вступления в силу. Односторонних, индивидуальных или дополнительных ограничений на транзит через Калининградскую область не вводили. Что интересно, до 18 июня запрет на ввоз товаров из санкционных списков в самый западный регион России не действовал - для Калининградской области Евросоюз ранее делал исключение. Однако теперь подход изменился.

Цифра

43 тысячи рублей - средняя цена перевозки грузового автомобиля паромом из Калининграда в Санкт-Петербург.