Подорожание печатной продукции началось еще в пандемию, но резкое повышение цен произошло в связи с санкциями, которые самым непосредственным образом коснулись издательской деятельности.
Как сообщили в сети книжных магазинов "Читай-город" в Ростовской области, стоимость книг в среднем увеличилась на 10 - 12 процентов. По словам представителя сети Екатерины Пчелкиной, рост цен варьируется по категориям печатной продукции, особенно они взлетели на цветные издания.
В издательстве "Феникс" также подтвердили, что цена зависит от того, какие материалы пошли на изготовление той или иной книги.
- Художественный роман вырос в цене на 30 - 40 процентов, а детская книга с наклейками - на все сто, мелованная иллюстрированная книга - примерно на 80, - рассказала директор издательства Олеся Фартушная.
Главная причина - бумага: цены на нее в среднем подскочили на треть.
- Добавились и другие неурядицы. Много литературы мы печатали на Украине. В связи со спецоперацией пришлось ориентироваться на другие типографии. Около двух недель ушло на то, чтобы перераспределить заказы. Полмесяца - это приличный срок для издательства, - объяснила Фартушная.
В последнее время многие издательства в ЮФО вынуждены перейти на предоплату типографиям. Если раньше они оплачивали печать книг и журналов по факту или обеспечивали предоплату половины от суммы договора, то сейчас типографии зачастую требуют стопроцентную предоплату. Многим издательствам понадобилось время, чтобы пересмотреть планы, перераспределить денежные потоки или найти оборотные средства. Существенно выросли цены на типографские услуги, в первую очередь, это произошло из-за прекращения поставок качественных расходных материалов. Зарубежные компании, которые поставляли в Россию мелованную бумагу, больше не работают с нами. А отечественные предприятия пока не могут обеспечить потребности рынка ни по объему, ни по качеству. Так, расходы только на бумагу одной крупной типографии в Ростове-на-Дону, работающей по югу России, за последний год увеличились на четверть.
- Мы закупали ее через местных и питерских дилеров, которые, в свою очередь, привозили бумагу из Коми и Пермского края, где находятся предприятия-производители. Дилеры объясняют, что заводы подняли цены на свою продукцию, - рассказали в издательстве "Молот".
Государство пошло навстречу предприятиям отрасли, отменив пошлину на бумагу, увы, это не привело к снижению типографских расценок.
- Это повод нам, руководителям издательств, обратиться за помощью к государству. Отрасль сегодня в такой ситуации, что с его стороны необходима регуляция, - считает Фартушная.
Кстати, региональные издательства начали вступать в Российский книжный союз, чтобы сообща решать насущные проблемы.
Ощущается дефицит и с другими составляющими материалами для книгопечатания - с нитками и клеем. Стала дороже типографская краска, которую раньше поставляли из Европы. Черную можно было купить на заводе в Тверской области, но полгода назад он закрылся.
Сейчас на юг везут типографскую краску из Индии и Китая.
- Мы выбрали остатки немецкой краски и заключили договоры через дилеров с азиатскими производителями, но их сырье еще не пришло. Причем цена на краску выросла вдвое: если продукт из Германии стоил 230 рублей за килограмм, то индийская и китайская краска - по 450 рублей за килограмм, причина - в дорогой логистике, - сетуют в типографии.
Не лучше ситуация и с полиграфическими пластинами, так называемыми формами, на которые наносится макет.
- Формы поставляли из Европы, для немецкого печатного оборудования. Но сейчас это дорогое удовольствие. Альтернатива - китайские, их используют на типографском станке из КНР, но он может печатать за один раз намного меньший тираж. Значит, чтобы напечатать нужное количество газет, необходимо несколько комплектов пластин. Следовательно, происходит удорожание продукции для заказчика. Да и времени на печать уходит больше, - рассказали в другой ростовской типографии.
Большинство представителей издательств и типографских предприятий, работающих в Южном федеральном округе, в один голос утверждают, что выживают только за счет снижения собственной рентабельности.
- Планировали увеличить выручку в этом году на 25 процентов, но возникшие проблемы в отрасли внесли коррективы, поэтому прогнозы делать сложно. Снижаем маржинальность, так как главное сейчас - удержать читателей, - пояснила Олеся Фартушная.
На этом фоне удивительным кажется тот факт, что спрос на бумажные книги существенно вырос. Такой тренд зафиксировал ряд ведущих издательств и книжных ресурсов страны, включая "Эксмо-АСТ" и "Литрес". Его подтверждает и Всероссийский книжный рейтинг за первое полугодие 2022 года (в рейтинг вошли данные с 16 декабря 2021 года по 15 мая 2022 года). На верхние позиции поднялись российские авторы. Доля бумажных книг по сравнению с цифровыми увеличилась на 19 процентов. Это вызвано отказом ряда подписных электронных сервисов от работы с российскими платежными системами и оттоком подписчиков, а также отчасти возобновлением трафика в книжных магазинах, получивших возможность работать без ковидных ограничений.
Подтверждает эту тенденцию и один из крупнейших онлайн-магазинов Wildberries. Так, продажи бумажных изданий с 1 по 22 июня выросли на 93 процента по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, книг на иностранных языках - на 132 процента, букинистической литературы - на 252, коллекционных изданий - на 146 процентов. Наибольшей популярностью у россиян пользовались книги по психологии и саморазвитию.
- Это может быть связано с тем, что часть наших граждан еще помнит времена, когда произведения Дюма доставали по большому блату или обменивали на макулатуру, - утверждает кандидат экономических наук Юрий Пономарев. - Покупают "про запас", как совсем недавно сахар и гречку. Однако издательства, хотя и жалуются на падение рентабельности своего бизнеса, обороты не снижают. А вот то, что цена на печатные издания будет расти, действительно так. Поэтому многие приобретают книги сейчас, чтобы не переплачивать в будущем.
Кроме того, часть иностранных авторов и издательств уже заявили, что с Россией работать не будут и отзовут свои лицензии. Некоторые отечественные издатели попытаются популяризировать азиатских авторов, чтобы заменить уходящие имена. Но пока это произойдет, читатели спешат купить произведения уже зарекомендовавших себя писателей. Есть ли шанс на этом фоне у наших авторов? Вопрос спорный. Одни эксперты считают, что сейчас самое время заявить о себе, другие - что издатели не смогут позволить себе риск раскручивать совершенно незнакомое имя.
Среди причин возросшей популярности печатной продукции и то, что другие виды досуга - просмотры фильмов в классических и онлайн-кинотеатрах стали непопулярны или недоступны. Западные компании ушли с российского рынка кинопроката, перестали работать онлайн-кинотеатры. И тут многие обнаружили, что книга может подарить массу впечатлений. Есть и те, кто покупает их для украшения интерьера.
- Печатные издания вошли в моду, как бабушкины серебряные ложки, - считает социолог Михаил Розенблит. - Не иметь домашней библиотеки не комильфо. Придумать предков-дворян, демонстрировать гостям генеалогическое древо и доставшиеся по наследству фолианты, намекнуть, что продолжаешь пополнять библиотеку - это способ поднять свой социальный статус. Книги сейчас бесспорно предмет роскоши, демонстрирующий не только финансовую состоятельность, но и интеллектуальный статус семьи. И это прекрасная тенденция. Пусть книги попадают в дом по любой причине, пусть нынешние "собиратели сочинений" их даже не читают, может, прочтут их дети.
Многие объясняют книжный ренессанс еще и тем, что люди считают информацию на интернет-ресурсах и, в частности, в соцсетях крайне недостоверной, а вот буквам на бумаге доверяют больше. Правда, издания в твердом переплете вряд ли начнут расхватывать как горячие пирожки. Цены на "книги с корешком" будут кусаться.