28.06.2022 15:20
Поделиться

Телефонное мошенничество переживает новый всплеск

В Волгоградской области зарегистрировали свыше трех тысяч случаев дистанционного посягательства на финансы граждан. Удается раскрыть только каждое четвертое дело. Из похищенных 341 миллиона благодаря вмешательству правоохранительных органов удалось вернуть лишь 10 процентов. Такова статистика за прошедшие четыре месяца.

- Каждое четвертое преступление совершается с использованием новых технологий. Чаще мошенники звонят с номеров, начинающихся с 495 и 499, - говорит начальник отдела N 5 управления уголовного розыска главуправления МВД России по Волгоградской области Максим Ананьев. - Гражданину сообщают, что его номер заблокирован или кто-то пытается оформить на него кредит. Просят сообщить конфиденциальную информацию или заводят на его телефон специальную программу, берущую банковский счет под контроль.

В зоне риска находятся пенсионеры - люди с самым низким уровнем технической грамотности и критического мышления. Но регулярно попадаются на удочку мошенников и более молодые люди.

- С началом спецоперации мошенничества стало меньше. Но кол-центры на Украине передислоцировали, и снова произошел всплеск телефонной преступности до того уровня, какой был до 24 февраля, - отметил полковник полиции Константин Титовский.

Следует помнить, что настоящие сотрудники банков сами в состоянии приостановить подозрительное движение денег. Поэтому никому никогда не нужно сообщать код карты. Мошенники могут даже привлечь жертву к "расследованию преступления". Так, преступник представляется сотрудником полиции, устанавливает психологический контакт с собеседником и убеждает пойти в банк и взять кредит. Якобы для того, чтобы проверить финансовую организацию. Полученные деньги нужно тут же положить на "безопасный счет", то есть отдать ворам. До банкиров правоохранители стараются донести все преступные схемы. Если за ссудой пришел человек, не отрывающий телефон от уха, он явно находится под контролем мошенников.

- Банк России создал базу данных мошенников, все кредитные организации могут ею пользоваться для проверки. При малейшем подозрении финансовая операция должна быть приостановлена на два дня. Оператор банка может позвонить клиенту и спросить, совершал ли он какой-то перевод. Но от гражданина не требуется говорить ничего, кроме да или нет, - подчеркивает заведующий сектором информационной безопасности регионального отделения Банка России Олег Крюков.

У мошенников есть свои базы данных, потому что пострадавшим иногда звонят повторно. На сей раз якобы из правоохранительных органов. Самое безопасное - просто не поддерживать общение. Против россиян действуют не любители, а вполне профессиональные группы. У них есть составленные квалифицированными психологами алгоритмы поиска слабых мест: страх, жажда наживы, сострадание. Их цель - выключить нашу рациональность. Мошенники внимательно следят за новостями, поэтому их предложения связаны с актуальной повесткой: санкции, прививки и QR-коды, разные выплаты. Номера, которые уже "засветились" в криминальных делах, блокируют.