В Киргизии считают ЕАЭС и ОДКБ основной будущего миропорядка

Развитие сотрудничества в рамках ОДКБ и ЕАЭС служит реализации проекта Большой Евразии. Будущее и итоги юбилейных саммитов обеих организаций, а также IX Российско-киргизской межрегиональной конференции обсудили эксперты дискуссионного клуба "Пикир".
Киргизские миротворцы возвращаются из Казахстана после выполнения миссии под эгидой ОДКБ.
Киргизские миротворцы возвращаются из Казахстана после выполнения миссии под эгидой ОДКБ. / Владимир Пирогов

Нурлан Досалиев, эксперт по вопросам региональной безопасности (КР):

- Совет коллективной безопасности ОДКБ выразил готовность обеспечить безопасность границ стран объединения. Для нас это означает, прежде всего, усиленную защиту на афганском направлении и предотвращение новых попыток Запада дестабилизировать обстановку в странах региона. В противном случае январские события в Казахстане могут показаться цветочками.

К сожалению, на данный момент у нас нет единой системы охраны границ, как нет и объединенных вооруженных сил. Мы не готовы действовать быстро, слаженно и сообща. Про устаревшее вооружение национальных армий и говорить не стоит. Полагаю, строить нашу безопасность нужно под эгидой России, вооруженные силы которой по ряду показателей находятся на первом месте в мире.

Сегодня, как никогда, высок риск применения оружия массового поражения, особенно биологического оружия. В случае его использования могут пострадать обширные районы планеты - для вирусов не существует границ. Поэтому нам важно выстроить глобальную система раннего обнаружения подобных угроз. Кстати, именно в этом вопросе Совет коллективной безопасности ОДКБ выразил готовность к взаимодействию с НАТО. Сегодня кадровые военные альянса - наиболее вменяемая и договороспособная часть управленческих структур на Западе.

Шерадил Бактыгулов, политолог (КР):

- Сотрудничество в рамках ЕАЭС переходит на формат равноправного диалога и взаимовыгодной кооперации. Это показал прошедший 26 мая в Бишкеке Евразийский экономический форум. По его итогам подписано 17 документов. Иными словами, Евразийская экономическая комиссия стремится услышать реальные проблемы предпринимателей на местах, чтобы скорректировать ситуацию.

В эти же дни в Екатеринбурге прошла IX Российско-киргизская межрегиональная конференция и одновременно с ней форум ректоров университетов двух стран. На нем говорили о необходимости подтянуть уровень владения русским языком граждан КР. Многие наши соотечественники постоянно работают в России. А киргизские выпускники могут поступать по квоте в большинство вузов РФ наравне с россиянами. Правда, многие абитуриенты республики об этом по-прежнему не знают.

Никита Мендкович, глава Евразийского аналитического клуба (РФ):

- К сожалению, не все страны ЕАЭС в полной мере используют возможности интеграционного объединения. Например, из-за упущенных возможностей экономика Киргизии недополучает несколько миллиардов долларов в год. Проблема кроется в выводе капиталов из страны и нецелевом использовании экспортного рынка, плохой работе фитолабораторий. Они выдают документы для экспорта продукции в Казахстан и Россию, но с длинными очередями и посредством больших взяток. В итоге предприниматели из южных регионов продают свою продукцию без сертификатов в Таджикистан. В лабораториях РТ товар сертифицируется по стандартам ЕАЭС и вывозится в Россию. Основную прибыль получает Таджикистан, а не Киргизия.

У Киргизии большие перспективы в экспорте агропродукции. В условиях намечающегося продовольственного кризиса на это и надо делать ставку. Но ориентироваться на мировой рынок не стоит - модель глобальной экономики рушится. Опираться нужно на ЕАЭС. На евразийский рынок киргизская продукция может выйти после отладки системы сертификации. А попытки адаптировать свои правила и стандарты к Европе и США бесперспективны - нас там не ждут.

Елена Кузьмина, завсектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО имени Примакова РАН:

- Часто говорят, что ЕАЭС работает не в полную силу. Надо понимать: в отличие от Европейского союза, который создавался в тепличных условиях, Евразийский строится при серьезном противодействии внешних сил. Сюда относятся взаимодействие с экономикой Китая, последствия пандемии коронавируса и тотальные санкции против России и Белоруссии. Но мы постепенно преодолеваем трудности. Мы расширяем сотрудничество с Ираном, арабскими государствами и Индонезией. Появляется своя зона свободной торговли. От этого в первую очередь выигрывают центральноазиатские страны союза.

Ведется постоянная работа над техническими регламентами внутри ЕАЭС и с третьими странами. Только в июне приняты техрегламенты по низковольтному оборудованию и питьевой воде. Последнее особенно важно для Киргизии с ее богатыми водными ресурсами. Кроме того, техрегламенты ЕАЭС будут синхронизироваться с китайскими. Соответствующие документы уже подписаны. Это даст возможность продвигать наши товары на огромный рынок КНР.

Конечно, остается масса тормозящих моментов. Но ЕАЭС работает настолько эффективно, насколько это позволяют сами государства союза и внешние игроки.

Олег Лушников, председатель Евразийского движения России:

- Внешнее противодействие развитию Евразийского союза было всегда. Но вопреки ему мы движемся вперед. На последней встрече главы государств ЕАЭС наметили в качестве стратегических целей и задач укрепление единого рынка, снятие торговых барьеров, окончательный переход на расчеты в нацвалютах и промышленную кооперацию.

К ЕАЭС готовы присоединиться все новые страны. Это говорит о том, что Большая Евразия (большое евразийское партнерство) набирает обороты. Идея, описанная Владимиром Путиным в 2010 году, основана на равноправном партнерстве стран континента и всеобщей безопасности. Впоследствии эта концепция может обрести мировой масштаб, став основой новой глобальной архитектуры безопасности. Она будет базироваться на принципах взаимоуважения, а не на диктате одного центра силы. Мы все-таки живем не в XIX веке, хотя на Западе многие продолжают поддерживать правила большой игры и холодной войны 2.0. Мы в одной лодке, и пора сотрудничать, а не пытаться утопить друг друга.

Таалайбек Джумадылов, эксперт по вопросам национальной безопасности (КР):

- Меня часто спрашивают, зачем Киргизии быть членом ЕАЭС и ОДКБ. Отвечу: этот вопрос напрямую касается национальных интересов нашей республики. Сегодня миллион киргизстанцев находится в России. По данным Национального банка КР, в 2021 году трудовые мигранты перевели на родину свыше 2,7 миллиарда долларов. Эти цифры ясно говорят, экономика какой страны поддерживает нашу.

Далее: свыше 95 процентов ГСМ в республику поступает из России. РФ остается самым крупным торговым партнером КР. Плюс наша общая географическая, историческая, культурная близость. Кроме того, в отличие от Запада Россия заинтересована в сохранении порядка и стабильности в нашем регионе. Инструментом для этого и является ОДКБ. Так в партнерстве с какой страной Киргизия может обеспечить свое дальнейшее благополучие? По-моему, ответ очевиден.