02.07.2022 08:00
    Поделиться

    Почему ввозимые в Россию смартфоны перестают работать

    После демарша ряда зарубежных компаний, ушедших из России, у нас в стране легализовали параллельный импорт. Затронул он и бытовую электронику - различные гаджеты. Но пользователи столкнулись с проблемой - активировать примерно пятую часть ввезенных таким образом в Россию смартфонов Samsung не удалось. Об уходе из России компания не объявляла, но сообщала, что из-за проблем с логистикой останавливает поставки. Что будет с импортными гаджетами и как их ремонтировать, пока непонятно. Мы попытались разобраться в сложившейся ситуации.
    По параллельному импорту в Россию могут попадать смартфоны, не поддерживающие русский язык.
    По параллельному импорту в Россию могут попадать смартфоны, не поддерживающие русский язык. / Из открытых источников

    Где гарантии?

    Главный вопрос, который возникает сегодня у российских пользователей, - это гарантийное обслуживание электроники, ввезенной через параллельный импорт. Тут нужно пояснить, что параллельным импортом называется ввоз в страну товаров без согласия производителя или правообладателя, то есть официальных представителей некоторых компаний в России нет, а потому и за ремонт гаджетов компания-производитель не отвечает.

    Часть задач по обслуживанию готовы взять на себя розничные продавцы. В частности, в компании DNS сообщили "РГ", что сеть готова производить ремонт в собственных сервисных центрах. О готовности нести ответственность за продаваемую технику заявили и в "М.Видео-Эльдорадо". "Мы как продавец отвечаем перед потребителями за качество продаваемой нами техники даже в тех случаях, когда такие обязательства не берет на себя производитель", - заявили в пресс-службе.

    Там добавили, что "М.Видео" и "Эльдорадо" выполняют требования Закона "О защите прав потребителей" с рядом дополнительно взятых на себя обязательств, таких как экспертиза за 72 часа и прием техники надлежащего качества на возврат в течение 30 дней с момента покупки.

    Дьявол в деталях

    Однако, по мнению главы независимого сервисного центра Дмитрия Дружбина, обслуживания электроники, как прежде, уже не будет. Уровень "дружественности" к клиентам в сервисных центрах продавцов будет существенно отличаться от фирменных сервисов, говорит он. Почти наверняка уйдут в прошлое подменные гаджеты и замена неисправного устройства на новое в рамках действия гарантийного срока.

    Существенно усложнится и процедура проведения гарантийного обслуживания в том, что касается срока действия гарантии. Ранее за точку отсчета могли принимать серийный номер устройства. Такие данные содержатся в официальной базе производителя. Но теперь у продавцов доступ к этой базе закрыт.

    Еще одна проблема, по мнению Дружбина, заключается в том, что ремонт, например, техники Apple или Samsung, как и ряда других производителей, сегодня все чаще выглядит как "крупноузловая замена, завязанная на ее активацию в сервисной базе производителя". А это тоже вряд ли удастся сделать в сложившихся условиях. Неавторизованные сервисы будут лишены и доступа к технической документации. В результате возможно снижение качества ремонта и утрата в процессе замены части функций.

    Самые очевидные запчасти и комплектующие будут привозить точно так же, как и сами гаджеты, полагает глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. Не станет, по его словам, проблемой и отсутствие сертификации, это "надуманная проблема".

    Есть и еще один нюанс - при отсутствии официального импорта непонятно, зачем производителю тратить деньги на создание локализованных под российский рынок и российских пользователей версий продуктов. В результате мы можем получить товары с интерфейсом, не поддерживающим русский язык, и отсутствием информации на русском языке на упаковке в нарушение законодательства.

    Качество ремонта снизится из-за отсутствия доступа к документации

    Подводные камни существуют и в программном обеспечении (ПО) гаджетов. При продаже электроники без предустановленного российского ПО продавцы могут быть оштрафованы на сумму до 200 тыс. рублей. Взять на себя такую ответственность могут продавцы электроники, но это повлечет за собой необходимость вскрывать и активировать каждое устройство.

    Проблемы локализации

    Еще один нюанс связан с тем, что не все гаджеты, привезенные в нашу страну, смогут в ней работать. Причин несколько - от того, что это могут быть смартфоны, заточенные на оператора связи в стране, где они были приобретены (такие устройства обычно дотируются сотовым оператором и поэтому существенно дешевле), до того, что они попросту могут не иметь технической возможности работать в сетях российских операторов связи. Именно так и произошло со смартфонами Samsung. "Много новых игроков, которые вообще не понимают, как работать на этом рынке, но для них открылись возможности зарабатывать деньги", - комментирует ситуацию ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

    По его словам, с середины мая компании начали ввозить тестовые партии устройств. Привозят совсем небольшие партии в сотни и десятки штук. Если раньше импортировали бытовую электронику на сотни миллионов долларов, то сейчас пришли к одному-трем миллионам.

    Фото: ИНФОГРАФИКА "РГ" / ЛЕОНИД КУЛЕШОВ / Олег Капранов

    Как выбрать гаджет

    Однако вопрос о том, как отличить официально поставленную технику от привезенной по параллельному импорту, встает уже сегодня. Маркетплейсы могут обязать указывать на карточке товара, ввезен ли он официальным дистрибьютором или в рамках параллельного импорта. Поставленную таким образом технику будут помечать спецзнаком. С таким предложением к главе Роспотребнадзора Анне Поповой обратилась Международная конфедерация обществ потребителей. Об этом писали "Известия".

    Покупателям эксперты дают свои советы. На изделии должна быть маркировка. Сейчас она может быть двух видов - это РСТ (сертификат "Ростеста" и соответствие национальным стандартам) и ЕАС (знак соответствия стандартам Таможенного союза), напоминает Катерина Миронова, генеральный директор NUT.Tech.

    "Перед покупкой лучше выяснить, каким способом привезен товар. Для этого нужно позвонить в службу поддержки производителя и, назвав серийный номер, узнать способ ввоза. Ну и, конечно, выяснить у продавца, кто несет ответственность за гарантийное обслуживание", - сообщила Миронова. Если говорить о технике Apple, то она практически вся ввезена "новым способом", так как старых остатков очень мало в России, замечает она. Поэтому при поломке такой техники нужно идти к продавцу, а не в фирменный сервис марки. Ретейлер обязан вернуть деньги в случае неисправности устройства. Если продавец отказывает в гарантийном обслуживании, самый верный и цивилизованный способ "восстановить справедливость" - подать в суд, также можно обратиться в Роспотребнадзор. Продавец по закону отвечает перед потребителем за товар, но он может договориться с дистрибьютором, что именно дистрибьютор будет нести обязанности по ремонту, добавила Миронова.

    Поделиться