29.06.2022 08:29
    Поделиться

    В Русском драмтеатре РБ показали спектакль-притчу

    "Вышел ангел из тумана" поставлен Петром Орловым (Москва) по одноименной пьесе драматурга, режиссера театра и кино, прозаика, поэта, художника-графика Петра Гладилина.
    Ангел всегда поможет в трудной ситуации.
    Ангел всегда поможет в трудной ситуации. / Пресс-служба Русдрамтеатра РБ

    Пожалуй, это редкий спектакль, где в каждом персонаже зритель узнает себя, настолько показательны ситуации, в которых раскрываются герои.

    Жанр спектакля синтетический. С одной стороны, это притча, с другой - трагикомедия. Действующие лица в нем не выдуманные, а самые реальные, как мы с вами. Даже ангел Гавриил не с небес спустился. У него, конечно, есть крылья, но это, скорее, реквизит - он их снимает, надевает, сдает в химчистку, носит не только на спине, но и в футляре. Гавриил признается, что когда-то у него был приход в Новосибирске, но за беспробудное пьянство Священный Синод отлучил его от службы в церкви и отправил в монастырь, до которого он не может добраться уже третий год.

    Библейский мотив (Каин и Авель) при этом очевиден. Конфликт в сюжете завязан на взаимоотношениях родных братьев - Ильи (народный артист РБ Тимур Гарипов) и Сергея (заслуженный артист РБ Григорий Николаев). Это взрослые мужчины, отцы семейств, которые, поссорившись три года назад, с тех пор выясняют отношения. Скандалят они даже на дне рождения матери Екатерины Кондратьевны (народная артистка РБ Светлана Акимова).

    Конфликт разряжается парадоксальным образом: через мнимое сумасшествие матери и появление в квартире небесного посланника Гавриила (Дамир Кротов). "Болезнь" Екатерины Кондратьевны сплачивает семью, а Гавриил выступает в роли исповедника и психоаналитика в одном лице. Он буквально заставляет каждого из братьев покаяться и найти в своем сердце хоть крохотную частицу любви к родному человеку. Это, как и финал, самые эмоционально заряженные сцены спектакля, которые потребовали от актеров невероятного нервного напряжения, которое передалось и публике.

    На первый взгляд, все закончилось счастливо, но пьеса, как выяснилось, о другом - душе и долге.

    В последней сцене Гавриил, который уехал было на вокзал, возвращается и говорит Екатерине Кондратьевне, что вообще-то приходил за ее душой. Ее время вышло. И напомнил, что она отказывалась возвращать господу душу трижды: во время Великой Отечественной войны, потому что влюбилась в солдатика, потом после рождения младшего сына (не хотела оставлять мужа с двумя малышами) и месяц назад, когда захотела примирить родных сыновей. То были уважительные причины. Все остальное - нет.

    И тут происходит самое загадочное. Старушка признается, что ей хочется пожить еще, но говорит: "Вот она, моя душа, возьми ее". "Какая красавица, совсем еще молодая. Это верно: с такой душой еще жить и жить", - откликается Гавриил. Потрясенная публика выходит из театра, гадая, оставил ли ей ангел душу или все же забрал.

    Кстати, на роли матери и ангела режиссер выбрал по два разных состава. Екатерину Кондратьевну, помимо Светланы Акимовой, играет народная артистка РБ Татьяна Макрушина, а Гавриила - Евгений Гуралевич, а, значит, постановка приобретает другие интонации.

    Вся эта необыкновенная и в то же время такая понятная каждому история разворачивается на фоне декораций квартиры, которая как будто находится в космическом пространстве (художник-постановщик Татьяна Виданова). Поэтому, наверное, появление ангела не вызывает никакого удивления. Органической частью действа становится и музыка (Владимир Брусс), которая как будто сливается с происходящим.

    Поделиться