издается с 1879Купить журнал

Общее дело. Как волонтеры со всей страны восстанавливают деревянные храмы Русского Севера

29 июня 2022

Отпуск - время особое, и провести его надо так, чтобы не жег позор за бесцельно потраченные время и деньги. Именно об этом подумала, познакомившись с участниками проекта "Общее Дело", которые более 15 лет восстанавливают храмы на Русском Севере.

Отремонтировать крышу и фундамент – значит дать возможность храму дожить до реставрации.

"Общее Дело"

Отремонтировать крышу и фундамент – значит дать возможность храму дожить до реставрации.

В свое свободное время, за счет личных средств и убеждений они спасают то, что, оставшись без людского присмотра, разрушается солнцем, ветрами и дождями, превращая в труху век XIX, XVIII, XVII... Ту уникальную деревянную архитектуру, которой больше нет нигде в мире.

От Волги до Белого моря

Пьем чай где-то под Сызранью на привале паломнического тура по Самарским святыням, и московские гости угощают меня подробностями "Общего Дела". Как и многие богоугодные деяния, зародился проект "случайно" в далекой поморской деревушке на берегу Белого моря, где художница Татьяна Юмашева (супруга священника Алексия Яковлева, ставшего потом основателем и бессменным руководителем проекта) писала портреты и пейзажи.

Однажды безмолвие природы нарушил стук топора. Пойдя на него до заброшенной церкви и взобравшись на колокольню, женщина увидела пожилого мастера, который в одиночку пытался поправить крышу. Познакомившись с дядей Сашей и его гостеприимной женой, Татьяна узнала, что они своими силами пытаются спасти старинный храм. Тогда семья священника и решила помочь им деньгами на покупку стройматериалов - "сделают работу, так слава Богу, нет - так Бог им судья". Местные "реставраторы" не подкачали, укрыли резную колокольню от дождей, да еще и крышу соседней церкви.

Вот как вспоминает то время отец Алексий: "Однажды, когда мы стояли с супругой на колокольне и любовались удивительно красивым видом, нам пришла мысль: если противоаварийные работы так недорого стоят, почему бы все гибнущие деревянные храмы на Русском Севере хотя бы не законсервировать, чтобы они могли бы дожить до реставрации? Мы подумали, что можно привлечь к этому всех неравнодушных людей. В следующей поездке на Север нас уже сопровождал один из друзей, который, увидев эту красоту, загорелся желанием помочь, и началась реставрация двух главок Никольского храма XVII века в той самой поморской деревне четы Слепининых. Также были проведены простейшие противоаварийные работы в разных храмах вдоль реки Онеги.

Из столиц до самых до окраин

Волонтеров набирают со всей страны, но большая их часть - из Москвы и Питера, тут и с деньгами у людей полегче (все расходы на дорогу и проживание добровольцы берут на себя), и добираться ближе. Но суммы небольшие (около 15 тысяч рублей на одного участника), а потому растет число добровольных помощников и из других регионов. Люди узнают про "Общее Дело" на сайте проекта, из соцсетей, но более всего - по сарафанному радио, неустанно транслирующему чудесные моменты "А знаешь, где я был!".

- Я сама попала сюда случайно, решила сделать что-то не для себя, но кому нужна моя помощь, не представляла. Просто забила вопрос в Яндекс, и он мне выдал "Общее Дело". Сроки экспедиции совпадали с моим отпуском, ну я и решила попробовать, - рассказывает координатор проекта Лидия Курицина. - Мы восстанавливали тогда удивительный храм Архангела Михаила XVIII века. В него в годы Великой Отечественной войны попала бомба, и, не зная про это, там устроили сельский клуб, прямо на бомбе и танцевали. Когда же страшное выяснилось, вызвали саперов, и те сказали, что снаряд извлечь нельзя, нужно взрывать и здание вряд ли выдержит. Но храм, вот чудо, выстоял, у него только сместилась крыша, которую мы и должны тогда были поправить и укрыть на время рубероидом. А на следующий год на объект уже пришли профессиональные строители и восстановили главку.

За первым чудом последовало и второе. Священник решил провести в подновленной церкви службу, повесили соответствующее объявление в сельмаге. Но поскольку деревни вокруг полупустые, рассчитывали на нескольких верующих, а собралось на первую за 90 лет "атеизма" службу больше 30 человек. Пришли даже те, кто давно уехал из этих мест.

Задание на отпуск

Нынешним летом запланировано уже 50 экспедиций, участники которых будут работать в 28 храмах и часовнях Карелии, Коми, Архангельской, Вологодской, Костромской и Ленинградской областей. Здесь должны трудиться около 700 добровольцев. Обычно в команде по 12-15 человек.

"Со стороны мы часто выглядим чудаками, которым делать нечего, и они едут куда-то и в пустых местах заколачивают доски. Но это не так, мы реально делаем большое дело", - делится один из участников проекта.

"Мои корни из тех мест, и всегда там хотел оказаться, хотя до экспедиции даже не представлял, как выглядит Русский Север. Там природа другая, и, настроившись на размеренный лад, чувствуешь себя одним целым с лесом и начинаешь по-другому мыслить", - продолжает тему другой волонтер.

Иногда люди приезжают семьями, с детьми и собаками, чтобы сообща поработать и набраться впечатлений. Самому юному участнику экспедиции было семь месяцев, но чаще прибывают подростки. И это здорово, когда, например, сын в возрасте "поиска и смятений" становится членом экспедиции вместе с папой и видит, как тот работает, и буквально за неделю "вот не было крыши и она уже есть". Это лучший вариант воспитания.

Строгое православие волонтерам необязательно, есть тут и атеисты, и люди других конфессий. Например, третий год в экспедиции ездит протестантская семья с двумя детьми из Калининграда. Папа у них - профессиональный плотник и кровельщик, и такие специалисты всегда на вес золота. Но рассказывают, что были случаи, когда после северных экспедиций люди меняли веру. Например, есть тут гражданин США, который принял православие, и девушка из Франции, в прошлом католичка. "Но решение всегда личное", - уверяют в "Общем Деле".

Осторожно, брошенный памятник

Большинство деревянных храмов (уже возраст обязывает) имеют статус "памятника". А потому даже в заброшенном состоянии они требуют от добровольцев особого отношения, ведь формально объекты охраняются государством.

- У организации есть соглашения со всеми госструктурами охраны памятников в регионах нашего присутствия, - рассказывает Лидия Курицина. - В штате "Общего Дела" работают три архитектора-реставратора, которые зимой готовят и согласовывают проекты. Волонтеры выполняют в основном противоаварийные работы, чтобы храмы еще 20-30 лет могли ждать реставрации, или помогают специалистам лицензированных строительных фирм.

Также добровольцы собирают пожертвования, на которые закупают стройматериалы. Но поскольку объектов становится все больше, а доски с гвоздями дорожают, то делать это становится не менее сложно, чем бороться с дождями, временем и гнусом. Впрочем, пожертвовать на спасение храмов на сайте проекта может каждый желающий.

На этапе подготовки экспедиции организаторы выезжают на место и смотрят, что и где необходимо сделать, какая первая помощь нужна храмам и часовням, знакомятся с местными священниками и администрацией. А уже потом на объекты отправляются волонтеры, которые весело и с огоньком разбирают завалы, очищают храмы от мусора и птичьего помета, стирают надписи. После чего только и начинается большое "Общее Дело".

Важно, что для волонтеров, которые ездят в экспедиции постоянно и даже становятся командирами отрядов, проводятся семинары и мастер-классы специалистами по деревянному зодчеству, читаются лекции. Открыта школа плотницкого мастерства, в которой бесплатно обучают волонтеров, ее лучшие выпускники могут пройти практику в музее-заповеднике "Кижи".

...До революции на Русском Севере было 1300 храмов, не считая часовен. До наших дней дошла одна треть, большинство из которых в аварийном состоянии. Россия немыслима без деревянного храма, но дерево разрушается быстро, сразу как начнет протекать кровля. В условиях, когда на реконструкцию памятников не хватает денег ни у региональных, ни даже у федеральных властей, такие проекты "народного спасения" могут хотя бы смягчить ситуацию. Ведь спасать великие творения безымянных зодчих сегодня не менее важно, чем каменные дворцы Растрелли или Бове.

Узнать подробности, внести пожертвования или стать волонтером можно, обратившись на сайт проекта "Общее Дело"