Поделиться

Кризис эпохи работодателя

Привычный рынок труда трансформируется в рынок занятости
Сегодня почти треть налогов от дохода физических лиц поступает в бюджет от работников без официальной трудовой занятости на конкретном предприятии, в учреждении, организации. Эти налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, владельцы небольших предприятий или фермерских хозяйств, а также самозанятые.
Потребность производств в работниках остается по-прежнему высокой.
Потребность производств в работниках остается по-прежнему высокой. / Пресс-служба РЦК Санкт-Петербурга

Такие данные прозвучали на недавно завершившемся в Санкт-Петербурге Международном экономическом форуме. По мнению экспертов, только за последний год количество самозанятых в городе выросло до двух миллионов человек. И со временем эта тенденция, скорее всего, будет только нарастать.

Каким вообще будет рынок труда в ближайшем будущем? Можно ли сегодня предугадать самые востребованные специальности? Насколько готова к таким изменениям система образования? И не пора ли поменять существующую систему взаимоотношений между работодателями и работниками, которая будет учитывать эти новые тенденции?

В том, что происходит сегодня с подготовкой кадров и трудовой занятостью населения, попытались разобраться на круглом столе "Диалектика развития рынка труда: кризис эпохи работодателя".

Свобода и самозанятость

По мнению некоторых экспертов, сегодня классический рынок труда, при котором правила игры задавал работодатель, постепенно сходит на нет, все больше превращаясь в рынок занятости. Другая тенденция - постоянный дефицит кадров во многих важнейших отраслях экономики.

Работодатели, особенно из сфер производства, строительства, логистики, заявляют о серьезной нехватке работников на всех уровнях - от специалистов высокотехнологичных производств до позиций малоквалифицированных рабочих. И даже автоматизация, на которую делается сегодня ставка, пока не очень спасает от дефицита кадров.

Кроме того, на ситуацию по-прежнему влияет демографический провал, когда людей, приходящих на рынок труда, значительно меньше тех, кто с него уходит по возрасту и состоянию здоровья. При том что шутка о молодежи, которая не хочет работать и не торопится сменить у "станка" старшее поколение, уже не выглядит как шутка. Статистика подтверждает, что новые поколения (миллениалы, Z, альфа) в большинстве своем не желают вступать в трудовые отношения и работать по 40 часов в неделю. Они хотят иметь больше свободного времени и гибкий график, предпочитая тратить на работу гораздо меньше времени и сил, чем их предшественники.

Впрочем, желание иметь свободный график работы и возможность подработки характерны сегодня не только для работников до 30 лет. Этим, кстати, объясняется рост популярности самозанятости, а также востребованность на рынке таких профессий, как курьер, доставщик. Очевидный плюс такой работы - неполная занятость и относительно хорошие заработки.

Вообще, как заметил президент НИУ ВШЭ Александр Ходачек, своевременный анализ сегодня крайне важен для принятия правильных решений. Потому что за последние два года ситуация на рынке трудовых ресурсов претерпела серьезные изменения. Согласно последней переписи населения, в Ленобласти сейчас проживает уже около двух миллионов человек, а в Петербурге - более пяти.

- Таких данных никто не ожидал, - говорит Александр Ходачек. - При этом изменились условия приема на работу, появилось новое явление - удаленная занятость. Но ни сфера образования, ни трудовое законодательство оказались не готовы к этому. В Петербурге произошло существенное падение объемов в логистике и транспортной сфере, сократились обороты портов. И эта информация требует обобщения.

Его поддержал председатель Комитета по труду и занятости населения Петербурга Дмитрий Чернейко:

- Сегодня действительно в первую очередь нужно говорить о необходимости анализа ситуации и прогнозирования рынка труда, - говорит он. - Причем делать это желательно с применением математического моделирования или даже создания цифрового двойника.

По его мнению, позже на этой основе можно приступить к созданию нового закона о занятости, с возвращением туда страхового принципа, который позволит игрокам рынка действовать по правилам, более приближенным к потребностям реальной жизни.

Кого нам не хватает

Все вышесказанное - свидетельство неких общих трендов на рынке труда, которые пока не сильно поменялись. Как пояснил директор направления интернет-сервиса "Авито Работа" Дмитрий Пучков, весной нынешнего года некоторые компании заморозили или значительно уменьшили наем персонала. Но в большей степени это коснулось только офисных работников. В этом сегменте работодатель сейчас находится в выигрышной ситуации, имея возможность выставлять к соискателям более жесткие требования.

Что же касается сегмента "синих воротничков", то, несмотря на почти двойное увеличение числа соискателей, это не очень поменяло общую картину. Потребность производств в работниках остается по-прежнему высокой.

Готова ли система образования уже сегодня учить специалистов, которые будут востребованы только завтра?

А вот безработица, об опасности которой так много говорили в связи с уходом с российского рынка иностранных компаний, пока не продемонстрировала серьезного всплеска. По данным Санкт-Петербургского комитета по труду и занятости населения, количество безработных, во время пандемии скакнувшее до 108 тысяч человек, в 2022 году составляет чуть больше 17 тысяч человек.

Кроме дефицита рабочих профессий, большая нехватка специалистов фиксируется в IT-сфере. Впрочем, по мнению директора направления "Развитие на основе данных" "УНИВЕРСИТЕТ 2035" Андрея Комиссарова, IT-компании всегда жили и живут в таком состоянии. Просто сейчас это стало немного заметнее.

Хотя, надо отдать должное, именно в этом секторе государство обеспечило специалистам серьезную поддержку: от различных льгот до организации обучающих курсов. Компании, работающие в сфере IT-технологий, со своей стороны тоже стараются восполнить недостаток компетенций у сотрудников.

- Пожалуй, самым действенным механизмом подготовки кадров является организация стажировок и открытие своих кафедр в профильных вузах, - считает Андрей Комиссаров. - И непременное погружение студентов в практику начиная уже со второго курса.

Кому идти учиться?

Для сохранения баланса на быстро изменяющемся рынке труда требуется быстрая реакция всех его участников, включая систему профессионального образования. Но стоит ли рассчитывать только на нее - большой вопрос.

- Как правило, работодателю специалист со вполне определенными компетенциями бывает нужен здесь и сейчас, - говорит Дмитрий Чернейко. - Но спустя какое-то время потребности в нем уже может не быть. Ведь требования, предъявляемые к работнику, меняются достаточно быстро. Рынок становится все сложнее, количество игроков на нем стремительно растет. И "готовых продуктов" в виде идеального специалиста никакая система образования предоставить не сможет.

Вывод очевиден: работодателю или государству совместно с системой образования, а в каких-то ситуациях и самому работнику, предстоит постоянно добирать новые компетенции, изменять и расширять способы подхода к функционалу.

И в этом случае речь идет не только о молодежи. Все больше внимания к переобучению и смене профессии проявляют люди среднего и предпенсионного возрастов. Причем, по мнению экспертов, они имеют три важнейших преимущества, которые отличают их от других соискателей. Это ответственность, самоорганизация и умение выстраивать коммуникации.

Еще один тренд, который непременно придется учесть рынку образовательных услуг, - это нацеленность на подготовку кадров среднего специального образования. Как показала жизнь, сегодня выигрывает тот, у кого к высшему "прикручено" хорошее профессиональное образование с качественной практикой.

По мнению экспертов, сегодня эффективная подготовка специалистов, как никогда раньше, во многом зависит от согласованности действий всех заинтересованных сторон - представителей работодателей, учебных заведений, хед-хантеров и структур, принимающих решения.

Волшебная таблетка бережливости

Интересно, что пока одним из самых действенных инструментов, способных быстро изменить ситуацию с дефицитом кадров, их переподготовкой и обучением в сложившейся ситуации становится повышение производительности и внедрение системы бережливого производства. Сегодня в регионе уже 135 предприятий участвуют в национальном проекте.

В ситуации, когда в одном месте предприятия или системы предприятий не хватает рабочих рук, а в другом месте есть не очень занятые или востребованные работники, необходимо научиться по-другому смотреть на распределение обязанностей и саму организацию работы.

По мнению генерального директора Регионального центра компетенций в сфере производительности труда - оператора Национального проекта "Производительность труда" в Петербурге Ирины Голубцовой, в этом случае требуется кропотливая и индивидуальная работа не только с отдельными сотрудниками, но со всем производственным коллективом.

- Именно поэтому наши эксперты, появляясь на предприятии, прежде всего предлагают работодателю поменять свой взгляд на сотрудников, работать вместе с ними, мотивировать и обучать, - говорит она. - Начинаем, как правило, со стандартизации процессов и обнаружения существующих проблем. И уже затем общими усилиями приступаем к их решению. Команда предприятия обучается методам повышения эффективности производства и тут же применяет их на практике. Как правило, такой подход дает прекрасные результаты. На некоторых предприятиях за счет этого производительность увеличивается на 50-60 процентов.

Но менять стереотипы и привычные решения очень сложно. Далеко не все работодатели умеют, например, качественно мотивировать сотрудников, максимально использовать их потенциал и создавать возможности профессионального роста.

По мнению одного из экспертов рынка, сейчас экономике будет очень дорого терять людей, которые, работая на одном месте, обрастают не только определенным уровнем компетенций, но и просто личными связями, человеческими отношениями. Вместо расставания с ними куда более выгодным решением будет их дополнительно обучить, перевести в смежный отдел или на другое предприятие внутри круга компаний.

Но до понимания этого факта работодателям в массе своей еще требуется дорасти. А, как отметил Дмитрий Чернейко, инерция мышления сегодня является главной проблемой на отечественном рынке труда. И начинать решать ее необходимо уже сейчас.