В Кургане за год обновят треть городских автобусов

В Кургане стартует транспортная реформа, результаты которой жители должны почувствовать уже к концу года. Как ожидается, изменения затронут абсолютно все проблемные точки в пассажирских перевозках, начиная от установления единой цены за проезд и заканчивая обновлением автобусного парка.
Большинство курганских автобусов давно требуют замены, но купить новые без господдержки нереально
Большинство курганских автобусов давно требуют замены, но купить новые без господдержки нереально / Татьяна Андреева/РГ

Напомним, в областном центре Зауралья нет муниципального общественного транспорта. На линии работают 374 автобуса (12 больших, 43 среднего класса и 319 малого), которые принадлежат частникам. Пассажиров возят 24 перевозчика (15 юрлиц и 9 ИП). Всего в реестре 62 маршрута, из них два сезонных, садоводческих. В 2016 году городские власти перевели перевозчиков на нерегулируемые тарифы. С тех пор цену билета они устанавливают сами, исходя из своей рентабельности. На этой почве постоянно происходят скандалы. Например, когда в конце прошлого года стоимость проезда на некоторых маршрутах взлетела с 30 до 33 рублей, мэрия потребовала доказать обоснованность такого резкого повышения. В итоге предприниматели были вынуждены вернуться к прежней цене.

Теперь, похоже, таких сюрпризов больше не будет. Как заявила глава администрации Кургана Елена Ситникова, на муниципальной маршрутной сети вводится регулируемый тариф, а это значит, что во всех автобусах установят единую фиксированную цену билета. Более того, она будет неизменной в течение пяти лет - на время действия контракта с перевозчиком. Впрочем, им регулируемый тариф тоже выгоден - он освобождает предпринимателей от уплаты НДС.

Серьезные корректировки ожидают маршрутную сеть. Как ранее сообщала "РГ" ("Тарифы просят регулирования", "Экономика Уральского округа" от 14 октября 2021 г.), в прошлом году был объявлен открытый конкурс на разработку документов транспортного планирования Курганской области.

По его результатам заключен договор с победителем - Российским дорожным научно-исследовательским институтом (РОСДОРНИИ) из Москвы, который провел изучение пассажиропотока в городе и агломерации. В итоге разработан проект новой маршрутной сети Кургана.

Сейчас, по данным исследователей, общественный транспорт за год перевозит в Кургане 43,7 миллиона человек. Самые массовые передвижения идут в трех направлениях: из центра города в сторону медгородка в Рябково, в жилмассив Заозерный и обратно, а также в сторону "Синтеза". Много людей, как всегда, едет в часы пик, салоны заполняются в обеденный перерыв, а все остальное время они полупустые. С учетом этого и сформирована сеть. Предварительно в ней останется 40 из 62 маршрутов: дублеров уберут. Пассажиры при этом не пострадают, а качество обслуживания повысится.

Распределять маршруты, как положено по закону, будут по конкурсу. Не исключено, что в городе появятся иногородние перевозчики. По словам Елены Ситниковой, уже в августе планируется внести изменения в бюджет Кургана, чтобы предусмотреть средства на проведение конкурса и возмещение бизнесу затрат. Тогда же будет скорректирован реестр муниципальных маршрутов, а предположительно в сентябре-октябре пройдет сам конкурс. По его условиям предусмотрено обновление парка: в течение первого года после введения регулируемого тарифа перевозчики обязаны заменить 30 процентов автобусов, треть из них должны быть абсолютно новыми, только с конвейера, остальные - со сроком эксплуатации менее года. Модернизация городского автопарка будет идти в несколько этапов, пока с маршрутов не уберут все старые машины.

Во всех автобусах установят единую фиксированную цену билета. Более того, она будет неизменной в течение пяти лет - на время действия контракта с перевозчиком

- Мы будем жестко следить за соблюдением графика движения, - подчеркнула мэр. - Перевозчики разработают приложение, показывающее, когда и какой автобус придет на остановку. Поэтому со временем гонки между водителями уйдут в прошлое. Автобусы должны следовать строго по расписанию.

Между тем предприниматели реформу пока не комментируют: как сообщил "РГ" председатель Союза транспортных организаций Курганской области Игорь Кимаковский, они еще не изучили проект маршрутной сети. Тем не менее бизнес, конечно, обсуждает эту тему. Один из руководителей компаний поделился опасением, что будет непросто выполнить условие модернизации. Только за счет регулируемого тарифа обновить автобусы невозможно: машины сильно подорожали. Поэтому вся надежда на федеральные программы.

Кстати

По проекту "Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях", включенному в нацпроект "Безопасные качественные дороги", купить автобус можно со скидкой до 60 процентов от его стоимости. Но получить финансирование в следующем году Курган, видимо, не успеет, потому что реформа, как было заявлено, начнется только в конце 2022-го. До этого еще предстоит оценка регулирующего воздействия проекта маршрутной сети (перевозчики и пассажиры могут внести свои предложения), а потом - публичные слушания.

В самом регионе тоже есть несколько видов господдержки для бизнеса, которыми могут воспользоваться в числе прочих и перевозчики. По словам директора регионального департамента экономического развития Владимира Ковалева, областные власти готовы оказать содействие.