29.06.2022 08:10
    Поделиться

    В Екатеринбурге открылась выставка "Глазами Донбасса"

    На выставке "Глазами Донбасса", открывшейся в Екатеринбурге, представлены фотографии, рисунки и документальные фильмы, созданные участниками спецоперации на Украине, репортерами и студентами Донецкого национального университета. В центре внимания журналистов наконец-то не звезды эстрады, не политики и бизнесмены, а рабочие, учителя, повара, шахтеры - люди, которых восемь лет назад не остановило отсутствие военной подготовки, и они встали на защиту своей Родины, права говорить на русском языке, - а также дети и старики, вдруг оказавшиеся на передовой.
    Журналистка Алина Липп переехала на Донбасс и ведет блог на немецком, помогает немцам правильно понимать ситуацию в России.
    Журналистка Алина Липп переехала на Донбасс и ведет блог на немецком, помогает немцам правильно понимать ситуацию в России. / Татьяна Андреева/РГ

    Сами авторы снимков и репортажей, теперь превратившихся в экспонаты, тоже достойны внимания. Глеб Эрвье, военный корреспондент и художник, автор замечательных портретов. Уроженка Германии журналистка Алина Липп переехала в Россию, живет на Донбассе и ведет блог на немецком, помогает немцам правильно понимать ситуацию в России. У ее телеграм-канала двести тысяч подписчиков, а власти Германии завели на Алину уголовное дело за поддержку спецоперации. И студенты журфака Донецкого университета, написавшие книгу "Юность моя в огне".

    - Идея книги родилась еще осенью 2014 года, когда украинская армия засыпала город снарядами и минами, бои шли в донецком аэропорту и на окраинах, - рассказывают ребята, приехавшие в Екатеринбург на открытие выставки. - Учебные корпуса содрогнулись от взрыва ракеты "Точка-У", в окнах повылетали стекла. Потрясенные увиденным люди не могли поверить, что в их родной, красивый и мирный город пришла война.

    Экспозиция развернута на двух площадках - в Выставочном центре "TEN" и Музее архитектуры и дизайна УрГАХУ. Архитектурный университет стал одним из организаторов экспозиции, и донецкая молодежь встретится со своими ровесниками. Этот момент принципиально важен, если вспомнить, что не так давно несколько сот студентов университета подписали письмо с требованием убрать символ спецоперации - букву Z - с фасада их альма-матер. История вышла громкая, заодно ославив и весь Екатеринбург. Но навешивать ярлыки - проще простого, а начать разговаривать со вчерашними школьниками, воспитанными в разнузданно-либеральные годы, убеждать их - согласитесь, и труднее, и достойнее.

    - Самое главное - чтобы граждане понимали: если мы не будем проводить спецоперацию там, то, что вы видите на этой выставке, придет в города России. Надо знать, что прямо сейчас кто-то платит своей жизнью за право говорить на родном языке и помнить свою историю, - сказал на открытии советник председателя правительства ДНР Ян Гагин.

    Между тем

    В то время, как на Украине из школьной программы исключают произведения Пушкина, Толстого, Достоевского, Булгакова и Чехова, люди на освобожденных территориях ЛДНР радуются возможности свободно говорить на родном для большинства русском языке - и учить этому своих детей. Перед школьными учителями стоит важнейшая задача - формировать российскую идентичность при изучении русской литературы и русского родного языка, и в этом им помогут методические рекомендации, подготовленные Институтом развития образования Свердловской области. Предполагается, что разработку будут использовать и в Донецкой народной республике, с коллегами из которой сотрудничает ИРО. Программа предмета "Родная литература (русская)" предусматривает не столько изучение произведений, сколько разговор о важнейших исторических и культурных событиях в России, о выдающихся личностях, о духовной силе народа. Литература же позволяет осмыслить их с позиций нравственного, гуманистического и патриотического значения. Именно поэтому освоение программы родной русской литературы должно сопровождаться историко-культурным комментарием учителя. Одновременно новый учебный курс русского языка, по замыслу авторов, позволит "углублять и при необходимости расширять знания о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения".

    Поделиться