По данным министерства юстиции Киргизии, контрабанда приобрела особенный размах в Баткенской области, граничащей с Таджикистаном и Узбекистаном. Как полагают в ведомстве, объемы нелегального перемещения товаров здесь таковы, что представляют реальную угрозу экономическим интересам государства. Чтобы переломить ситуацию, руководство КР было вынуждено пойти на жесткие меры.
Одна из них - конфискация транспортных средств, использовавшихся для перевозки нелегальных товаров. "Теперь автомобиль считается орудием преступления, - поясняет министр юстиции КР Аяз Баетов. - Забирать транспорт будут в том случае, если для совершения преступления его использовал владелец. Если же машина оформлена на другого человека, на автомобиль наложат арест до решения суда".
Увеличен и штраф за контрабанду. Ранее такое деяние каралось выплатой 7500 сомов для физических и 23000 - для юридических лиц. Теперь эти цифры составляют 100 и 120 тысяч сомов соответственно. По словам первого заместителя председателя Таможенной службы КР Улана Кимсанова, мера станет болезненным ударом по преступникам.
- Раньше контрабандисты просто откупались небольшими штрафами и через день принимались за старое, - утверждает он.
Одновременно с этим государство лишило контрабандистов правовой лазейки, с помощью которой те нередко избегали наказания. Как оказалось, в законодательстве существовала норма, согласно которой человек, задержанный с незаконным грузом, мог просто уплатить пошлину в двойном размере, после чего освобождался от ответственности.
- Последние несколько лет ее (эту норму. - Прим. ред.) применяли ко всем видам контрабанды - и в особо крупном размере, и с отягчающими обстоятельствами, и в группе по предварительному сговору, - подчеркнул глава минюста КР Аяз Баетов. - Все прощалось, если виновный выплачивал пошлину в двойном размере. Это неправильно.
Норму упразднили.
Тем временем
За последние полтора месяца силовики на юге республики обнаружили несколько подземных тоннелей, по которым контрабандисты переправляли через границу деньги, товары и другие ценности. Входы и выходы из них располагались в частных подворьях на территории приграничных сел.
Большинство выявленных нелегальных подземных переходов были узкими и рассчитаны на передвижение пешего человека. Но в одном из тоннелей преступники проложили рельсы, на которые установили тележку с электродвигателем. Длина незаконного перегона превышала 400 метров.