Действительно, главное изменение на рынке труда вызвано именно тем, что из России массово уходят иностранные компании. Недавно о своем окончательном уходе объявил мебельный концерн IKEA. Представители шведской компании сообщили, что закрывают и продают все четыре фабрики, расположенные в Ленинградской, Кировской, Московской и Новгородской областях. Закрыл в России свои 850 ресторанов "Макдоналдс". К сворачиванию бизнеса в России готовятся и другие иностранные компании. Ушли автомобильные компании. Например, концерн "Форд" в Татарстане давал работу 2 тысячам человек. Число сотрудников техподдержки и сервиса Boeing в Москве достигало 1,5 тысячи. Крупнейшая американская нефтегазовая компания ExxonMobil имела четыре офиса в российских городах и насчитывала около 1 тысячи сотрудников. Примерно столько же - Mazda в Приморье.
"Мы знаем, что есть те компании, которые сворачивают производство, что ведет к неполной занятости, частичной занятости или к увольнениям целого ряда наших граждан", - сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отметив, что "эта тема находится в числе приоритетных у правительства и принимаются соответствующие меры, чтобы минимизировать последствия". По мнению пресс-секретаря, преждевременно говорить о том, достаточны ли принимаемые меры. "Преждевременно - потому что ситуация только начинается, до сих пор с занятостью все было нормально".
До сих пор занятость в самом деле не вызывала тревоги. В своей мартовской сводке Росстат сообщал, что безработица в январе 2022 года несколько выросла, поднявшись с 4,3 процента до 4,4. Спрос на рабочую силу с начала 2022 года вырос на треть, при этом уровень безработицы опустился ниже допандемийного уровня. Возник даже дефицит кадров. Причем те, кто ищет работу, стали более требовательны к зарплате и условиям труда. В целом же рынок труда до сих пор оживал. Но теперь ситуация меняется. И не только потому, что из России уходят иностранные компании. Нацелены на отъезд и около 5 тысяч российских IT-специалистов. По сообщениям СМИ, они создают чаты и группы в мессенджерах, чтобы скоординировать свои действия. Некоторые российские и зарубежные IT-компании сами вывозят целые команды разработчиков за границу. Власть пытается остановить отток дефицитных специалистов. "Правительство предоставит сотрудникам таких компаний возможность оформить льготную ипотеку, а специалисты до достижения ими возраста 27 лет получат отсрочку от призыва на военную службу на время их работы в российских IT-компаниях", - сказал Михаил Мишустин. Кроме того, на три года все IT-компании будут освобождены от уплаты налога на прибыль и проверок контрольными органами. Им будут предоставлены льготные кредиты на выгодных условиях - по ставке, не превышающей 3 процентов. Разрабатываются и другие меры.
Ударили по рынку труда и логистические проблемы, прежде всего - дефицит комплектующих, который уже сейчас приводит к простою производства, а значит, и к невостребованности сотрудников.
По данным исследования, проведенного в июне рекрутинговым сервисом HeadHunter (HH), с финансовыми трудностями разной степени столкнулись девять из десяти потерявших работу россиян. Треть опрошенных испытывают серьезные денежные затруднения, 44 процента - некоторые трудности с деньгами, 14 процентов - лишь небольшие, практически незаметные сложности, а 10 процентов финансовых трудностей не почувствовали. По данным того же опроса, каждый четвертый безработный (26 процентов) может позволить себе не искать работу еще три месяца, а у 21 процента финансовые проблемы начнутся уже через месяц. При этом 19 процентов опрошенных заявили, что не испытают серьезных трудностей с деньгами, даже если не найдут работу никогда. Комментируя последнюю цифру, профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов сказал: "Если в пандемию работу массово теряли синие воротнички и низкоквалифицированные работники из сферы строительства, общепита, услуг, то сейчас в зоне риска менеджеры, административный персонал ушедших из России иностранных компаний - как правило, это высококвалифицированные работники с более высокими доходами и зарплатными ожиданиями, и многие из них могут иметь финансовую подушку безопасности, хотя это далеко не обязательно".
Для смягчения санкционного давления на рынок труда правительством предусмотрен ряд мер. В частности, намечена организация временных работ для 500 тысяч граждан. Получат возможность переобучиться 250 тысяч работников промышленных предприятий, а переобучение в рамках нацпроекта "Демография" пройдут 345 тысяч граждан. Кроме того, 300 тысяч человек смогут охватить оплачиваемыми общественными работами. На эти и другие меры поддержки выделено 90 миллиардов рублей.
Первая после 24 февраля волна безработицы постепенно накрывает рынок труда. Но до массовых увольнений во всех отраслях экономики дело, скорее всего, не дойдет.