Чернышенко: В 2024 году передовые инженерные школы выпустят 2,5 тысячи специалистов

Передовые инженерные школы выпустят первые 2,5 тысячи специалистов в 2024 году. Об этом заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

Напомним, в четверг определились победители конкурса среди вузов на создание передовых инженерных школ. Выбрано 30 университетов.

- Вузы, победившие в конкурсе, расположены в 15 субъектах России, которые формируют научно-промышленный каркас страны, - отметил Чернышенко. - Сегодня необходимо выдержать ориентир на обеспечение технологического суверенитета страны. И ключевые, критически важные вещи, такие как инженерные разработки, должны быть российскими. Этого невозможно достичь без подготовки квалифицированных кадров на местах.

Чернышенко уточнил, что наибольшее число вузов-победителей - из Приволжского (9) и Центрального (8) федеральных округов. Из Северо-Западного - 5 вузов, из Сибирского - 4 вуза, из Южного - 2 вуза. В Дальневосточном и Уральском федеральных округах отобрано по одному вузу.

По словам вице-премьера, к 2024 году 28 тысяч преподавателей повысят квалификацию и пройдут стажировки в высокотехнологичных компаниях. Также будет выделено более тысячи грантов на прохождение практик, а также более 500 новых программ опережающей подготовки инженерных кадров, разработанных совместно с технологическими партнёрами.

Как рассказал министр науки и высшего образования Валерий Фальков, все университеты, прошедшие отбор, поддержали крупные технологичные предприятия.

- Сейчас в проекте участвуют более 40 индустриальных партнеров, которые специализируются на информационных технологиях, финансах, добыче полезных ископаемых, тяжелой металлургии, машиностроении, сельском хозяйстве, - отметил Фальков. - Инженерные школы сократят путь молодого специалиста от теории к практике. Уже сейчас понятно, насколько востребована эта работа. Будем выходить с инициативой о масштабировании проекта в правительство.

Среди партнеров вузов - ПАО "Камаз", Роскосмос, "Алмаз-Антей", "Сибур", "Газпром-нефть", "Татнефть", "Норильск-телеком", Объединенная двигательная корпорация, Завод электротехнического оборудования, Объединенная приборостроительная корпорация и так другие.

Как отметил глава Минпромторга Денис Мантуров партнерство вузов с компаниями позволит обеспечить новый уровень инженерной подготовки, что в итоге скажется на создании прорывных разработок.

- Минпромторг России принимал активное участие в проведении конкурса и оценке заявок. Важными критериями для победы были амбициозность программы развития, соответствие национальным целям и стратегиям социально-экономического развития субъектов РФ, - рассказал Мантуров. - При подготовке программ мы делали акцент на формировании компетенций, необходимых для развития технологического суверенитета. Особое внимание уделено опыту вузов по созданию инжиниринговых центров и центров инженерных разработок.

Комментарии

Алевтина Черникова, ректор НИТУ "МИСиС":

- Благодаря победе в конкурсе НИТУ "МИСиС" создаст школу МАСТ - "Материаловедение, аддитивные и сквозные технологии", что позволит сделать качественный шаг вперед для решения масштабной научно-технической задачи по разработке материалов с заданными свойствами, сократив сроки от разработки до внедрения с 20 до 5 лет, а в ряде случаев - до 2 лет. Для этого у нашего университета - лидера в области материаловедения (согласно рейтингам RAEX и QS) в России - есть все необходимое: высокопрофессиональный коллектив, учебно-научная инфраструктура, поддержка бизнес-партнеров.

Не менее важная задача, стоящая перед школой МАСТ, - подготовка кадров, в том числе для предприятий ГК "Росатом", одного из ключевых партнеров университета. Планируем уже в 2022/23 учебном году запустить в рамках реализации проекта две магистерские программы - цифровое управление технологическими процессами металлургии и машиностроения и технологическое обеспечение инноваций.

Михаил Погосян, ректор Московского авиационного института:

- Первые программы нашей передовой инженерной школы будут запущены для абитуриентов, студентов и работников индустрии в самое ближайшее время. Мы делаем ставку на разработку нового поколения летательных аппаратов с использованием передовых технологий и материалов. Например, мы участвуем в проекте сверхзвукового пассажирского самолета второго поколения. Проектируем кабину, которая дает имитацию визуальной обстановки пилоту, чтобы он мог, не имея прямой видимости, эффективно управлять летательным аппаратом. Большое количество задач автоматизировано: работаем над снижением нагрузки на пилота. Это принципиально новый подход к проектированию.

Если говорить о конструкции перспективных авиационных комплексов, то она будет в значительной степени построена на базе современных композиционных материалов. Это тоже направление, которое мы активно развиваем. Хотел бы подчеркнуть: сегодня мы проектируем не отдельный летательный аппарат, не отдельно технологию его производства и идеологию построения сервиса. Мы проектируем весь жизненный цикл. И задача авиаконструктора - думать не только о функциональных характеристиках нового самолета, но и о его стоимости, эффективности эксплуатации. На этапе проектирования должна закладываться и технология ремонта.

Среди актуальных технологий - электродвижение, водородная энергетика. Они тоже в значительной степени будут приводить к трансформации перспективных авиационных комплексов.

Кроме того, мы планируем работы по применению беспилотных систем и цифровых платформ для повышения эффективности сельского хозяйства. Такого типа междисциплинарные задачи являются прекрасной основой для подготовки новой генерации инженеров мирового уровня.