30.06.2022 17:35
    Рубрика:

    Эксперты "РГ" рассказали о масштабной поддержке передовых инженерных школ

    В четверг премьер-министр Михаил Мишустин назвал 30 вузов-победителей конкурса на создание передовых инженерных школ. Вузы получат гранты по 84,5 миллиона рублей.
    Александр Гальперин/РИА Новости
    Александр Гальперин/РИА Новости

    Эксперты "РГ" - члены совета по грантам на оказание господдержки передовых инженерных школ рассказали о важности проекта.

    Дмитрий Афанасьев, замминистра науки и высшего образования РФ:

    - Мы услышали очень разные заявки. Разные по уровню амбиций, обоснованности, качеству, доработанности. Но есть общее. Это готовность вузов меняться и менять инженерное образование, ориентируя его не просто на прорывные задачи, которые изменят технологический лик общества или экономики, но и на те актуальнейшие задачи, которые сложились в данный момент. Раньше до них то ли руки не доходили, то ли не было средств или времени. А сейчас откладывать просто нельзя.

    Радует, что многие ведущие компании, известные бренды влились в проект и не просто на словах поддерживают вузы, но и интегрируют в проект свои финансы, кадры, ресурсы, индустриальные лабораторно-исследовательские возможности. Задумка проекта как раз и состояла в том, чтобы тандем университетов и индустриальных партнеров мог сделать мощный рывок в технологическом и экономическом развитии страны и образования.

    Андрей Волков, научный руководитель проекта "Приоритет 2030":

    - Сверхзадача победителей - подготовить современного инженера. Если вспомнить этимологию этого слова, то "инженер" - это гений, человек с нетривиальными способностями не только к исследованию того, что есть, но и к созданию нового. Не секрет, что мир меняется, область инженерии захватывает живые системы, биологию. Проект "Передовые инженерные школы" возник из ясного осознания: есть разрыв между тем, как работает современная инженерия и как вузы готовят специалистов. Для вузов это редкая, по историческим меркам уникальная возможность вложить дополнительные ресурсы в перестройку инженерного образования.

    Почти все, кто имеет амбиции в этой области, на конкурс заявились. У нас чуть больше 700 университетов, из них инженерная подготовка есть, наверное, в 150-200. А на конкурс заявки подали 89 вузов.

    Андрей Шевченко, директор по технологическому развитию Госкорпорации "Росатом":

    - Федеральный проект "Передовые инженерные школы" поможет сократить время на адаптацию молодых специалистов к условиям работы на предприятиях и организациях после завершения учебы в вузах. Это позволит повысить уровень подготовки специалистов, которые приходят работать в атомную отрасль, привлекать тех, кто учится, к задачам инженерно-технического характера, стоящим перед отраслью, ее предприятиями и организациями.

    Павел Логачев, директор Института ядерной физики имени Г.И. Будкера Сибирского отделения РАН:

    - Передовые инженерные школы - программа-катализатор. С одной стороны, она заставляет компании и организации, которые заказывают вузам специалистов, обращаться лицом к университетам, смотреть на его потребности, нужды и проблемы и совместно их решать. С другой стороны, это своего рода "вливания" в систему высшего образования новых знаний, технологий, компетенций, которые появляются в практике, но еще не отражены образовательных программах вузов. Именно поэтому привлечение сотрудников предприятий и организаций-партнеров к преподаванию - очень важная история.

    Илья Массух, директор АНО "Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий":

    - Российская наука и образование должны готовить технологии и кадры для экономики и промышленности. Так получилось, что с начала 2000-х годов наши вузы скатились на сервисное обслуживание зарубежных инженерных технологий вместо разработки своих. Нам необходимо развернуть эту угрожающую тенденцию и поэтому проект "Передовые инженерные школы" очень важен для всей экономики в целом.

    Основной компетенцией выпускников таких школ должно быть созидание из отечественных технологий, уход от заданных шаблонов "цифровизаций, цифровых трансформаций" в область создания полноценных отечественных продуктов.

    Юрий Шмотин, заместитель гендиректора - генеральный конструктор АО "Объединенная двигателестроительная корпорация":

    - Для практики и стажировки студентов передовой инженерной школы необходимо, чтобы индустриальный партнер закрепил за каждым студентом наставника на все время обучения и первые годы работы. Должен быть разработан индивидуальный план. А во время практики или стажировки должны решаться реальные задачи, чтобы студент "погрузился" в процесс и видел пользу от своей работы. Индустриальный партнёр решает задачу подготовки кадров, сокращает сроки адаптации выпускников. Для бизнеса передовая инженерная школа может быть дополнительным ресурсом, которого всегда не хватает на этапе выполнения исследований и разработки.

    Жанна Халиуллина, заместитель гендиректора по управлению персоналом, организационного развития, корпоративному управлению ПАО "КАМАЗ":

    - Верю, что проект "Передовые инженерные школы" сблизит научно-технологическую повестку, промышленные предприятия нашей страны и вузы, которые готовят кадры для этих предприятий. Вдохновлена результатами: невероятное количество команд, где не только вузы, но и предприятия. Это хороший знак. Я уверена, мы сделаем много для технологического предпринимательства, если продолжим поддерживать диалог между и вузами и индустриальными предприятиями.