Экспорт российского мороженого упал почти на треть

После внушительного роста поставок на внешние рынки в прошлом году по итогам четырех месяцев 2022 года экспорт российского мороженого упал на 31% - до 7 тыс. тонн, тогда как за аналогичный период было отгружено 10,1 тыс. тонн, следует из презентации Союзмолока на конференции по рынку мороженого.

В прошлом году экспорт мороженого увеличился сразу на 26% до рекордных 33,1 тыс. тонн. При этом рост произошел не столько за счет традиционных рынков (Казахстан, Беларусь). В 2021 году серьезный объем продукции был поставлен в Северную Америку - в США экспорт российского мороженого увеличился в разы, рассказал генеральный директор Союзмолока Артем Белов.

"Понятно, что текущая ситуация политически прежде всего будет влиять на ограничение поставок. Но мне кажется, с точки зрения объема экспорта и возможностей поставок в страны постсоветского пространства и в страны Юго-Восточной Азии потенциал остается чрезвычайно высоким", - отметил он.

По мнению руководителя федерального центра "Агроэкспорт" при Минсельхозе Дмитрия Краснова, наиболее перспективными регионами для развития российского экспорта мороженого являются Ближний Восток, Восточная Азия (прежде всего Китай) и постсоветское пространство. В частности, стоит присмотреться к рынку Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Здесь на мороженое приходится около 20% потребления молочной продукции. В 2020 году ОАЭ импортировали 10 тыс. тонн мороженого, на 12% больше, чем в 2019 году. А лидером по потреблению мороженого в АТР является Китай. При этом сейчас мировой рынок мороженого активно восстанавливается после пандемии: в этом году в физическом выражении он только достигнет уровня 2018 года и останется меньше пика 2019 года, в дальнейшем ожидается продолжение роста рынка, говорит Краснов.

Что касается внутреннего рынка, потребление мороженого в России продолжает расти: по итогам прошлого года оно выросло на 14% (до 502 тыс. тонн), в январе-апреле этого года рост продолжился - плюс 13% (до 140 тыс. тонн), рассказал Артем Белов.

Правда, отечественные производители и на внутреннем рынке испытывают санкционное давление. Сейчас мороженщики практически не могут приобретать оборудование, с рынка мороженого ушли несколько иностранных компаний - основных поставщиков оборудования, возникли сложности с запчастями. А технологам приходится срочно искать замену отдельным ингредиентам, которые были давно интегрированы в цепочку производства, говорит заместитель директора и главный технолог Союза мороженщиков Наталья Уткина.