30.06.2022 22:57
    Поделиться

    Корреспонденты "РГ" побывали в ЛНР на передовых позициях артиллерии и на освобожденных территориях

    В Луганской Народной Республике основные боевые действия сейчас развиваются в Лисичанске. Город уже частично под контролем российских войск и Народной милиции ЛНР, которые вошли туда с трех направлений. Единственная дорога, по которой части ВСУ могут отступать из Лисичанска, находится под полным огневым контролем нашей артиллерии. Удары по колоннам украинских войск, пытающихся выбраться из города, наносят в том числе реактивные системы залпового огня "Ураган".
    Снаряды "Урагана" могут пролететь до 35 километров.
    Снаряды "Урагана" могут пролететь до 35 километров. / Александр Степанов/ РГ

    Позиции реактивной артиллерии, прикрывающие наступление наших подразделений на Лисичанск, маскируют с особой тщательностью. Неподготовленный человек может несколько раз пройти рядом с лесополосой, где стоят грозные "Ураганы", и ничего не заметить. С такой же тщательностью прячут боевые машины от "взглядов" беспилотников противника. Наших "Ураганов" украинские военные боятся просто панически, поэтому развернули на них настоящую охоту.

    Технику сейчас пригнали на перезарядку. Мощные снаряды весом 280 килограммов каждый при помощи манипулятора загружают с транспортно-заряжающей машины. Полный пакет РСЗО "Ураган" - это 16 снарядов калибра 220 мм, которые способны пролететь на расстояние до 35 километров. Один такой "Ураган" способен перепахать площадь почти в 70 гектаров, не оставив шансов уцелеть находящемуся там противнику.

    Уйти от беспилотника

    Командир боевой машины Яков Морозов, рассказывает, что находится на Украине с начала военной спецоперации. В армии он почти 14 лет. Воюет на луганском направлении. Расчет Якова участвовал в освобождении практически всех городов и сел Луганщины.

    По словам Морозова, боевые действия сильно отличаются от даже самых сложных учений. Здесь все нужно делать практически без пауз, что называется, на автомате. От этого зависит жизнь как твоего экипажа, так и тех ребят-пехотинцев, которых "Ураганы" прикрывают огнем.

    Работать расчетам очень непросто. Залп - смена позиции - перезарядка - снова залп. И такая карусель может идти днем и ночью. Противник не скупится на "ответки". В точку, откуда велась стрельба нашей реактивной артиллерией, ответный залп в виде снарядов или ракет прилетает очень быстро.

    "Охота за нами ведется постоянно. С беспилотников пытаются отследить. Но мы тоже уже научены. Маскировка и постоянные перекаты выручают. У нас есть нормативы - по скорости заряжания, выхода на цель, залпа. В ходе боевых действий мы даже их перекрываем, - говорит Яков.

    Фото: Александр Степанов/ РГ

    Пехота в приоритете

    Расчеты "Ураганов" в первую очередь переживают о наступающей пехоте. Без огневой поддержки им намного сложнее штурмовать вражеские позиции. Поэтому боевая работа в помощь мотострелкам или десантникам у артиллеристов в приоритете. Ребята с передовой это очень ценят. Регулярно благодарят "арту", как называют в армии артиллеристов, за хорошую работу.

    Не принижают наши артиллеристы и профессиональные качества противника. "Никто не говорил, что у них будет плохая армия. Противник действительно профессионально подготовлен. Но считаю, что мы на голову выше. Просто им сейчас поставляют вооружение и военную технику из-за рубежа. За счет этого ВСУ еще как-то держатся. Если бы не эта помощь, думаю, все бы быстрее закончилось", - считает Яков.

    Довелось артиллеристам столкнуться с американскими гаубицами М777 калибра 155 миллиметров. На счету дивизиона уже несколько уничтоженных орудий. Рассказывают, что снаряд М777 имеет свою специфику. В первую очередь, не слышно, как он подлетает. Хлопок - и сразу разрыв. Но если соблюдать все необходимые меры, то особой опасности эти гаубицы не представляют.

    Неподготовленный человек может несколько раз пройти рядом с лесополосой, где стоят грозные реактивные системы "Ураган", и ничего не заметить

    Второй день рождения

    Риск работы артиллериста на самом деле очень высок. Разведка противника постоянно пытается засечь места дислокации наших РСЗО. Когда им это все удается, спасают только профессиональные качества наших бойцов.

    "Был день, который запомнился мне на всю жизнь. Тогда мы попали первый раз под обстрел. По нам открыли огонь из "Градов". Стреляли также запрещенными фосфорными боеприпасами. Выпустили в общей сложности три пакета "Градов" - это 120 снарядов. А, что называется, "на закуску" добавили из гаубиц калибра 152 миллиметра. Тогда казалось, что земля просто уходит из-под ног. Свист осколков повсюду. Адреналин зашкаливал очень сильно", - вспоминает Морозов.

    Говорит, что запомнил дату и место, где это произошло: 26 апреля в полях под поселком Ирмино. Считает этот день своим вторым днем рождения. "Тогда благодаря нашим отцам-командирам удалось без потерь вывести из-под обстрела личный состав и машины. Можно назвать это чудом, а можно профессионализмом. Видимо, произошло и то, и другое", - считает Яков.

    Фото: Александр Степанов/ РГ

    На позиции - днем и ночью

    Мощный ЗИЛ-135ЛМ, на который установлены направляющие "Урагана", проверяет механик-водитель Евгений Зорин. Внимание уделяет каждой мелочи. Он рассказывает, что осматривает технику после каждого выезда, от этого зависит, как машина будет себя вести во время движения, в момент боевой работы. "Во время боевых действий я изучил машину буквально до винтика. Ведь здесь не всегда удается отогнать технику в удобный бокс, чтобы ее осмотрели другие механики. Я понимаю, что от меня зависит и быстрота выхода на огневую позицию, и скорость ухода с нее", - говорит Евгений.

    По его словам, опыт механика-водителя, внимание к деталям во время боевых действий набираются быстро. Ты должен знать всю технику назубок, а не только то, что тебе положено. Это нужно в том числе для того, чтобы выжить и четко отработать по цели. Механик-водитель должен выводить "Ураган" на позиции и днем, и ночью.

    "Ночью, конечно, больше нюансов. Сложнее искать ориентиры. К тому же по глазам может ударить яркий свет фар, который включил неопытный водитель, чтобы понять, где точно находится. Поначалу было тяжело. Я теперь, считай, сроднился с машиной. Чувствую ее очень хорошо", - рассказывает Зорин.

    Поделиться