В Татарстане построили новый теплоход, который сможет ходить даже по мелководью

Скоростное пассажирское судно на подводных крыльях типа "Метеор" спустили вчера на воду на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького.
Такие суда будут ходить не только по Волге, но и по Иртышу, Оби и множеству других российских рек.
Такие суда будут ходить не только по Волге, но и по Иртышу, Оби и множеству других российских рек. / Александр Эшкинин

Как пояснил главный инженер проекта "Метеор-2020" Петр Ежов, эта модель не является повторением советской. Прежний вариант уже не соответствует современным нормам безопасности и комфорта. К тому же и заказчик со своей стороны выставил дополнительные требования к перевозке пассажиров и грузов.

У нового скоростного теплохода модернизирована крыльевая схема, она позволяет уменьшить перегрузки, делает судно более устойчивым. Также это дает возможность кораблю двигаться по мелководью и приставать к необорудованному берегу.

Запас топлива рассчитан на 13 часов плавания. Просторный салон, где могут расположиться 122 пассажира, оборудован удобными креслами с доступом к мультимедийному контенту с помощью WI-FI. Дизайн проекта уже получил престижную награду на европейском конкурсе промышленного дизайна EPDA.

- Основное отличие "Метеора-2020" - это новые крылья, которые ранее на скоростных судах в российском флоте не применялись, - говорит Петр Ежов. - Помимо этого сильно уменьшена осадка. На борту будут развернуты полноценные каюты для экипажа, что позволит ходить в дальнее многочасовое плавание на расстояние свыше тысячи километров. Повышенное внимание уделяется именно комфорту, организации питания на борту и условий для отдыха. На корме - открытая площадка, где пассажиры во время длительного путешествия могут выйти и размяться на свежем воздухе. А мультимедийная система дает путешественникам доступ к бортовой системе видеокамер, которые установлены в том числе и на корме. Это позволяет проводить полноценные экскурсии на воде.

По мнению специалистов, Зеленодольский завод технологически имеет возможность выпускать не один "Метеор" в год. Притом что с экономической точки зрения многим конвейерам выгоднее быть загруженными серийными заказами, чем изготовлять корабли поштучно. В этом году планируется спустить на воду еще одно судно такого же типа.

Новый "Метеор" отправится в Ханты-Мансийский автономный округ, где сейчас действует программа реновации пассажирского флота региона.

Просторный салон на 122 пассажира оборудован удобными креслами с доступом к мультимедийному контенту с помощью WI-FI

- Это позволит связать населенные пункты, которые разбросаны на обширной территории Югры, - говорит заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Александр Тиртока. - А это 536 тысяч квадратных километров. Второй такой же теплоход тоже отправится в наш регион.

Скорее всего, первый рейс новое судно выполнит уже в следующую навигацию. Самостоятельно по северному морскому пути оно не доберется, поэтому доставят его к месту дислокации на барже. Что же касается Татарстана, то министр транспорта и дорожного хозяйства республики Фарит Ханифов пообещал, что в ближайшее время правительство РТ также разместит заказ на Зеленодольском заводе на "Метеор". Но только в том случае, если покупку субсидируют и из федерального бюджета.

Справка "РГ"

Зеленодольский завод за время своего существования построил 361 "Метеор". Теплоходы работали как в отечественном речном флоте, так и в Болгарии, Вьетнаме, Китае, Нидерландах, Польше и в других странах. Последнее судно спустили на воду в 2006 году.

Кстати

Недавно на Петербургском международном экономическом форуме был представлен "Метеор-120Р", разработанный и сконструированный нижегородским Центральным КБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева. После чего он отправился в Ханты-Мансийск. Это уже второе судно из серии, предназначенной для речного транспорта региона. На воду его спустили в конце мая. Крестной матерью судна стала Ольга Чкалова, дочь великого летчика. А первый "Метеор" ушел в плавание в августе 2021 года.

В Чкаловске выпустят еще три судна: два из них уже стоят на стапелях, пятое недавно начали строить.

- Новые теплоходы отличаются от своих предшественников прежде всего конструктивно. Появилась интеллектуальная система, которая управляет всем судном - силовыми установками, климат-контролем, медийным пространством. Очень важно, что поменялось остекление: мы используем современные силикатные стекла. Поменялся и ходовой мостик с современной системой электронной индикации. При этом стараниями конструкторов и дизайнеров у "Метеора" сохранились узнаваемые черты, - рассказал председатель совета директоров - генеральный конструктор ЦКБ по СПК Георгий Анцев.

Длина "Метеора-120Р" - почти 36 метров, ширина - около 10 метров. Средняя скорость хода судна - 65 км/ч, дальность - 700 километров, максимальная продолжительность рейса - 8 часов. Вмещает до 120 пассажиров. Экипаж - 6 человек.

Подготовил Андрей Чугунов (Нижний Новгород)