Когда в 2012 году территории в юго-западной части Московской области отошли столице, многие отмечали: всем ТиНАО хорош, но вот дороги... Сейчас говорят по-другому: ТиНАО хорош - а какие дороги! "Первое, что мы сделали - это реконструировали две основные транспортные магистрали - Киевское и Калужское шоссе", - вспоминает руководитель департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин. Это уже облегчило жизнь и местным жителям, которых, к слову, было не так уж и много - порядка 250 тысяч, и москвичам, которые имеют дачи по этим направлениям. Пробки на Киевке и Калужке еще, конечно, остались. Но теперь они локальны - возникают в часы пик и на участках, где много пересечений.
Дальше взялись за радиальные связки. Их в большинстве поселений вообще не было. Переехать с Киевского шоссе на Калужское проще всего было через МКАД или окружные дороги - Малое и Большое бетонные кольца. Построили дороги Мамыри - Саларьево, Боровское шоссе - деревня Ботаково, М-3 "Украина" - Сосенки - Ямонтово, Остафьевское шоссе, Калужское шоссе - деревня Яковлево, Марьино - Саларьево. За 10 лет было построено и реконструировано почти 400 километров дорог, в результате чего коэффициент загруженности магистралей снизился почти на 10 процентов - при том, что на этих территориях идет и масштабное жилищное строительство. За последний год запустили последний участок ЦКАД, который проходит по территории Новой Москвы, завершили все строительные работы на Внуковском шоссе, трассе М-3 "Украина" - Середнево - Марьино - Десна, а также проложили дорогу, соединяющую город Московский со станцией метро "Филатов Луг" Сокольнической линии. "В этом году выведем эстакаду прямого хода с Калужского шоссе на территорию административно-делового центра, который создается в Коммунарке, чтобы сотрудники и посетители АДЦ заезжали сюда напрямую", - говорит Жидкин. А по столичной адресной инвестиционной программе на новых территориях в ближайшие три года планируется ввести в эксплуатацию еще около 150 километров дорог. В том числе и магистраль Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе на участке от Киевского до Боровского шоссе. И транспортную развязку в районе будущей станции метро "Мамыри", которая еще перераспределит потоки на Калужском шоссе в сторону области и уберет пробки на въездах и выездах у "Фуд Сити".
Строительство ведется по европейским стандартам - все съезды на магистрали оборудуются разгонными полосами, везде имеются освещение и тротуары, а также внеуличные пешеходные переходы. Если дорога проходит вблизи жилья, его огораживают защитным экраном, чтобы людям не досаждал шум транспорта.
В 2016 году в Новой Москве появились первые станции метро - сначала "Румянцево" и "Саларьево" Сокольнической линии, затем, двумя годами позже, - "Рассказовка" и "Говорово" Калининско-Солнцевской.
В июне 2019-го пассажиров приняли "Филатов Луг", "Прокшино", "Ольховая" и "Коммунарка". Таким образом, за несколько лет в Новой Москве открылись восемь станций метро. "Мы даже мечтать не могли, что, живя, по сути, в деревне, будем иметь метро в шаговой доступности", - рассказала "РГ" жительница деревни Картмазово Ольга Якушкина. В ТиНАО сейчас строятся еще шесть станций подземки - "Пыхтино" и "Внуково" на Калининско-Солнцевской линии, "Славянский мир", "Мамыри", "Бачуринская" и "Коммунарка" - на Троицкой ветке. Кстати, станция "Внуково" сделает одноименный аэропорт первым российским транспортным хабом, добраться до которого можно на метро.
До конца 2023 года на красной ветке появится еще одна станция - "Новомосковская". Она будет наземной и особенной - обогреваемой. Ожидается, что к 2035 году в ТиНАО будут работать 20 станций метро, чтобы жители любой части Новой Москвы имели ту же транспортную доступность, какой могут похвастаться их соседи с исторических территорий. А для обслуживания метропарка здесь же построят четыре депо.
По территории Новой Москвы проходит Киевское направление железной дороги. Оно войдет в состав четвертого Московского центрального диаметра - Киевско-Горьковского, который будет запущен в строй в 2024 году. Под МЦД железную дорогу сейчас активно реконструируют - прокладывают новые главные пути, вместо старых платформ строят современные вокзалы. Уже реконструированы станции Внуково, Мичуринец, Солнечная, Победа, Крекшино, построен новый остановочный пункт Санино.
После реконструкции станции, которые прежде представляли собой обычные открытые железнодорожные платформы, превращаются в современные вокзальные комплексы. К примеру, на станции Внуково возвели новую островную платформу с навесом. На платформе установили стойку SOS, скамейки и электронные табло с информацией о прибытии поезда. И выход на платформу теперь осуществляется не по деревянному настилу через рельсы, а по надземному пешеходному переходу, где есть эскалаторы и лифты для маломобильных пассажиров. Есть туалеты и понятная система навигации, разобраться в которой легко могут даже те, кто оказался на платформе впервые.
И на всех других реконструированных станциях в обязательном порядке есть все эти элементы - лифты и эскалаторы, навесы и туалеты, стойки вызова экстренных служб и скамейки для комфортного ожидания электричек. А электрички после запуска МЦД-4 будут ходить с интервалами в шесть минут, так что смело можно сказать, что у жителей Новой Москвы появится еще и собственная линия наземного метро. "Уже сегодня можно сказать, что первый этап транспортного каркаса на территории Новой Москвы мы создали", - говорит глава департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.
Лучшим индикатором того, что с инфраструктурой на территории все в порядке, является рост населения. Москвичи избалованы комфортом и вряд ли поедут жить туда, откуда полдня нужно выбираться по пробкам. Сегодня в Новой Москве живут уже 650 тысяч человек - за 10 лет численность выросла в два с половиной раза. И цены на жилье примерно во столько же. Вы можете сказать, что в ТиНАО покупают квартиры приезжие, которым не хватает денег на ипотеку в исторической Москве. Но - нет. "В 2014 году жилье у нас приобретали 18 процентов москвичей, сегодня эта цифра не опускается ниже 60 процентов, - утверждает Владимир Жидкин.