Речь идет и о тех трансформациях, которые связаны с уходом из России большого количества компаний. Около тысячи брендов покинули наш рынок за последнее время. Это достаточно серьезный объем. Произошедшее меняет сценарии поведения покупателей. Тут сказываются и отсутствие привычных товаров, и рост безработицы на фоне того, что сотрудники ушедших компаний вынуждены искать новые места. Повлияли также на ситуацию колебания курсов валют. Сейчас покупатель уходит в осознанное потребление. Сильнее становится конкуренция по соотношению "цена - качество".
Аналитики провели опрос по регионам, чтобы выяснить, какими сценариями экономии больше пользуются потребители. Топ-4: "Акции и промо", "Отказ от некоторых категорий", "Уход в дешевые магазины" и "Уход в дешевые товары". На этом фоне мы видим рост дискаунтеров и товарных категорий в сегменте "средний минус" и "первая цена". То есть наиболее актуальными становятся самые дешевые позиции.
Еще одна тенденция. Совсем недавно на фоне пандемии мы наблюдали подъем онлайн-продаж. Сейчас происходит откат в офлайн. Открыли торговые центры, масочный режим в большинстве регионов отменен или приостановлен. Можно прийти и посмотреть товар, выбрать что-то по скидке…
В то же время есть исследование крупного маркетплейса, которое говорит о том, что на сегодня достаточно востребованы и офлайн-, и онлайн-продажи. 72 процента покупателей этой интернет-площадки приобретают те же категории товаров и в офлайн-магазинах. Это необходимо учитывать.
Каким образом действовать в сложившейся ситуации региональному бизнесу? Компании, которые представлены и офлайн, и онлайн, легко сравнить между собой. И легко проиграть в этом сравнении, особенно конкурируя с более крупными игроками рынка. Главным условием сейчас становится продажа культуры потребления своего продукта. Вы должны реализовать не просто услугу, не обычную ручку, рубашку, шампунь, а определенную философию, связанную с этим товаром. Региональному бизнесу сегодня, как никогда, важно быть ближе к своему потребителю, создавать удобные сервисы, формировать группу постоянных, лояльных клиентов.
Узнать, что нужно вашему покупателю, очень просто. Достаточно спросить. И здесь предприниматели в регионах выигрывают. Федеральные компании географически представлены шире, но из-за этого они менее поворотливы, им сложно учитывать особенности каждой конкретной территории. Местные фирмы могут быть на одной волне с клиентом, общаться с ним нон-стоп, узнавать, как стать удобнее, привлекательнее, и, конечно, максимально быстро трансформироваться под новые запросы.
Говорят, что в наши дни профессия маркетолога в традиционном понимании уже "умирает". На смену этим специалистам пришли эксперты по покупательскому поведению и применению этих данных в бизнесе. И это только подтверждает факт, что сегодня главное - быстро понимать, как меняется твой покупатель и трансформироваться вместе с ним.