30.06.2022 10:05
Поделиться

Почему на родине Шукшина не могут угостить туристов знаменитыми пирожками

Шесть лет назад я "выбрал местом жительства деревню" и вместе с семьей переехал в Сростки из Омской области. И все эти годы внимательно наблюдал за судьбой сростинских пирожков, получивших широкую известность благодаря Всероссийским Шукшинским дням и резкому росту потока туристов, едущих в Белокуриху и Горный Алтай по Чуйскому тракту. Можно ли из сростинских пирожков сделать такой же бренд, как алтайский мед? Безусловно, перспективы есть, но от одной власти здесь мало что зависит.

Пирожками в Сростках торгуют и на Старом базаре, и на Новом. Новый, если ехать из Бийска, расположен на въезде в село с левой стороны, Старый - на выезде, с видом на гору Пикет, где установлен знаменитый памятник Василию Шукшину. Изначально пирожки собственного приготовления на Старом базаре продавали бабушки, их сменили женщины помоложе, пришел местный малый бизнес. Но потом начались проблемы. Территория Старого базара, принадлежавшая ранее Сростинскому сельскому потребительскому обществу, досталась новосибирским мукомолам. Землю стали сдавать арендаторам из Бийска, Барнаула и даже из Красноярска. Лет восемь назад один из них выжил с базара местных предпринимателей, которые ушли со своими продавцами и пирожками на новый рынок с названием "Сростинская ярмарка".

Недавно на Старом базаре хозяева из Новосибирска решили вести бизнес сами. Казалось бы, конкуренция должна привести к росту качества, но это в теории. Шесть лет назад я был удивлен: поток туристов большой, а сростинские пироги весьма посредственные. Сейчас ситуация улучшилась, но не кардинально. На Новом рынке начинка вкусная, но к качеству теста есть вопросы. Все-таки многое зависит от муки (если ты держишь низкие цены, значит, на чем-то надо экономить). На Старом же рынке постоянно меняется качество выпечки. И цены космические: если на Новом рынке пирожок стоит 80 рублей, то на Старом - почти в два раза больше. Там можно купить хороший беляш, но за 150 рублей. Спрашиваю: "Почему так дорого?" В ответ: "Мясо растет в цене, собственник за аренду помещений дерет большие деньги".

На самом же деле цены на Старом базаре обусловлены несколькими факторами. Во-первых, это традиционное с 1990-х годов место перекуса - пока жуешь, можно полюбоваться Пикетом. Во-вторых, тут же два больших магазина крупных торговых сетей. В-третьих, у отдыхающих денег много.

В целом же очевидно, что многие приезжие перестали интересоваться сростинскими пирожками. На дворе июнь, а посетителей на базарах, по моим наблюдениям, особо не прибавляется. Последствия раскола "пирожкового" рынка привели к потере туристов, которые открыли для себя новые места, где можно хорошо поесть. Начинаешь говорить про качество - все "за", но у каждого свои понятия о нем. Сельсовет же на ценовую политику повлиять никак не может. В нашем праве лишь требовать у хозяев рынков соблюдать нормы и правила благоустройства. Доходов от Старого рынка у муниципалитета нет - налог по упрощенной системе налогообложения новосибирцы платят дома.

Так, в юридическом отношении сельсовет и рынок существуют, можно сказать, в параллельных измерениях. Территория на рынке убрана, трава скошена - какие еще могут быть претензии с нашей стороны? И вот что обидно: на Старом рынке крутятся большие деньги, а бюджет поселения ничего с них не получает. Мы можем лишь просить спонсорскую помощь на какой-нибудь праздник. В этом году на День Победы нам выделили пять тысяч рублей на праздничный салют, которого село многие годы не видело.

При этом местное самоуправление - самый близкий к людям уровень власти. Сростинцы ко мне обращаются каждый день по самым разным вопросам. Помочь хочется всем и сразу. Но потом приходит осознание: а чем, собственно, нынешний сельсовет может помочь? Только писать бумаги в более высокие инстанции. У нас же серьезной финансовой проблемой будет даже замена входной двери в здании сельсовета, не говоря уж о ремонте дорог внутри села.

Когда федеральный закон о местном самоуправлении только входил в силу, проку было больше. Сельсовет в моей родной деревне мог контролировать уплату налогов местными предпринимателями, качество их работы. И в целом мог влиять на экономические процессы в пределах своей территории. А сейчас тот же Старый базар в Сростках - это администрация в администрации, вещь в себе, равноправный с нами субъект права, и никто ему не указ, кроме контролирующих органов - Роспотребнадзора, налоговой и прочих структур.

Что интересно: в разных регионах бюджеты сельсоветов наполняются по-разному. Например, в Омской области акциз на ГСМ зачисляется в муниципальные дорожные фонды, и на эти деньги можно основательно заняться благоустройством. В Сростинском сельсовете акцизные платежи достигают семи миллионов рублей в год, в то время как весь бюджет муниципалитета - 4,5 миллиона.

А ведь Сростки - село, которое знает вся просвещенная Россия, это одна из визитных карточек Алтайского края. Сейчас мы получили предписание прокуратуры по поводу состояния улицы Советской, по которой дети ходят в школу. Остается снова идти с протянутой рукой к краевым властям: мы с грехом пополам нашли сто тысяч рублей на проектную организацию, и нам сделали смету на семь миллионов с хвостиком, чтобы мы проложили тротуары, провели освещение, установили знаки, соответствующие ГОСТу, "лежачих полицейских" и светофор рядом со школой.

Слава богу, нам вроде не отказывают, но на все просьбы, согласования и прочую рутину уходит уйма времени. Июнь закончился, а нам нужно все сделать до 1 сентября этого года: провести тендер, найти подрядчика... Смотришь, как в Бийске власти не могут найти подрядчика на ремонт моста, где цена вопроса - более 155 миллионов рублей, и думаешь: а кто к нам придет за наши копейки?

Мы обращались в федеральные структуры с письмом по вопросу о наполнении бюджета сельсовета. Речь шла о торговом сборе, который пока установлен только для городов федерального значения. В нашем понимании нужен федеральный закон, который бы распространил эту норму на территорию всей страны. 23 мая этого года пришел ответ из минфина России: "Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов принятие федерального закона и введение торгового сбора в муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, не предусмотрено".

А жаль, ведь торговый сбор стал бы спасением для всех наших сел, имеющих низкую наполняемость бюджета.