Уже в ближайшие месяцы жители города-спутника Верхняя Пышма смогут за считанные минуты с комфортом доехать до областного центра. Дорога до столицы Среднего Урала, которая из-за пробок растягивается на часы, сократится для жителей небольшого города как минимум вдвое.
Идея этого инфраструктурного проекта возникла почти шесть лет назад из замысла создания агломерации "Большой Екатеринбург". Его главная цель, по словам главы региона Евгения Куйвашева, развитие транспортной инфраструктуры между городами, что скажется на качестве жизни уральцев. Ведь, как бы радужно и стремительно ни развивался Екатеринбург, от столицы не должны отставать муниципалитеты всего Среднего Урала. Собственно, полноценное развитие городов и поселков области, их инвестиционная привлекательность, возможности открытия новых производственных площадок, создания комфортных условий жизни было и остается главной целью любых масштабных деловых проектов, реализуемых в последние годы в регионе.
- Событие просто эпохальное! - написал Евгений Куйвашев на своей странице в соцсетях после тестирования в конце прошлого года маршрута межмуниципального трамвая.
В честь запуска линии, как при спуске на воду корабля, о борт трамвая тут же разбили бутылку шампанского. Транспорт доказал свою стремительность, но пока территорию вокруг линии доводят до идеального состояния и продолжается обкатка путей, а полноценное открытие запланировано к осени.
Проект сразу стартовал как партнерский, что подчеркивает важность его реализации. Изначально договор заключен между свердловским правительством, администрациями Екатеринбурга и Верхней Пышмы и Уральской горно-металлургической компанией. Причем ставка изначально делалась на возможности отечественных производителей. То, что это реально, подтверждалось на каждой международной индустриальной выставке "Иннопром". Там ежегодно российские машиностроители демонстрируют новые образцы общественного транспорта.
Развитие дорожной инфраструктуры - одно из наиболее очевидных положительных эффектов от активного участия региона в деловых и выставочных мероприятиях как общероссийского, так и международного уровней. Благодаря проведению в Екатеринбурге игр чемпионата мира по футболу областной центр преобразили новые транспортные развязки. К международным студенческим играм начали реконструкцию аэропорта Кольцово и ускорили прокладку южного участка большой кольцевой автодороги вокруг Екатеринбурга. Несмотря на изменившуюся ситуацию в мире, транспортные проекты продолжают реализовываться. По планам открытие замкнутого кольца может состояться уже в сентябре. Это как минимум на два года раньше, чем планировалось в начале строительства. И грузовые транспортные потоки на Южный Урал и в Сибирь не будут осложнять дорожное движение в Екатеринбурге. Более оперативно, без заезда в областной центр, можно будет добираться до ближайших городов: Полевского, Сысерти, Березовского. Для ускорения темпов строительства после обращения губернатора Евгения Куйвашева правительство РФ дополнительно выделило на ЕКАД более 9 миллиардов рублей.
Одновременно на Среднем Урале началось строительство скоростного участка трассы Екатеринбург-Казань. Новый автобан, рассчитанный на движение авто под 150 километров в час, пройдет по Красноуфимскому и Ачитскому районам. По предварительным расчетам, автомобилисты смогут вдвое сократить время на дорогу между Казанью и Екатеринбургом - с 14 до 7 часов. По поручению президента России, движение на новом участке должно быть запущено уже в 2024 году.
Как отметил губернатор Свердловской области, скоростная трасса не только улучшит транспортную доступность территорий, позволит путешественникам и перевозчикам грузов экономить время в пути, но и послужит стимулом для развития экономики и промышленности региона.
- Для нашей строительной промышленности это серьезный вызов. Вокруг новой и реконструированной дороги возникнет инфраструктура придорожного сервиса, что тоже повлечет за собой увеличение инвестиций в сферу услуг. И, конечно, использование материалов, которые будут направлены на строительство дороги, работа наших предприятий принесут огромную пользу строительному комплексу, развитию новых компетенций, - подчеркнул Евгений Куйвашев.
Первоуральск - один из свердловских городов, даже внешне заметно изменившихся благодаря проектам, начало которым было положено на международных выставках с участием региона. Именно здесь едва ли не первыми в стране начали реализовывать проекты профильных образовательных программ для молодежи и бизнеса, управления "Умным городом".
Своеобразным символом преобразований стало здание Инновационного культурного центра. Оно имеет оригинальную круглую форму, напоминающую разрез трубы. Но в народе необычное здание чаще сравнивают не с трубой, а с летящей по льду шайбой. Сравнения не случайны: центр был построен на историческом месте, где в 1731 году Никитой Демидовым и его сыном Василием был основан Васильево-Шайтанский железоделательный завод, давший жизнь современному городу Первоуральску. А шайба символизирует прорыв: центр стал первой в стране площадкой, где проводятся обучающие мероприятия на основе передовых технологий: конкурсы стартапов, акселераторы для малого бизнеса. У юных жителей Первоуральска свои интересы: для цифрового поколения в центре открыт технопарк "Кванториум", тоже, кстати, первый в регионе.
Три года назад одна из крупнейших российских трубных компаний на стенде Первоуральска представила проект благоустройства и развития города. Предстоящую "перезагрузку" улиц, дорог и парков муниципалитета можно было рассмотреть через виртуальные очки. Грядущую трансформацию малого города оценили не только посетители, но и представители правительства РФ, госкорпораций и компаний-инвесторов. В итоге Первоуральск стал на Среднем Урале муниципалитетом-новатором, включенным в общероссийский проект "Умный город".
Там уже запустили и опробовали смарт-программу управления дорожным движением на главных городских улицах, а в апреле нынешнего года ученики 11 класса школы №32 Алина Жалилова и Денис Халдин в несколько кликов на смартфоне включили свет на центральном городском проспекте, запустив систему "умного освещения". Для ее работы ведущий цифровой провайдер установил почти 9 тысяч светильников на 425 улицах муниципалитета.
Сейчас Первоуральск не единственный свердловский муниципалитет, где сферой ЖКХ, благоустройства и транспорта управляют цифровые программы. Инновации, как волны, разошлись по новым территориям. В российский проект интеллектуального преобразования городов входят сегодня восемь городов Среднего Урала. Основная задача смарт-сити - к 2024 году протестировать передовые технические решения, нормативную базу и модели государственно-частного партнерства для цифровой среды. Для каждого города разработана своя "дорожная карта", где больше 20 крупных и сотни мелких мероприятий. Если для Полевского, к примеру, в приоритете внедрение "цифры" в сфере общественной безопасности и ЖКХ, то в Екатеринбурге и в Нижнем Тагиле к этим темам добавляется построение энергобаланса, виртуальный экомониторинг, "умный" транспорт.
По словам Евгения Куйвашева, зародившиеся на Урале масштабные деловые форумы, как "Иннопром" или 100+Techno Build, приносят региону мультипликативный, в том числе репутационный, эффект, но в фокусе всегда остается развитие территории.
Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области:
Мы проводим "Иннопром", рассчитывая не только на имиджевый, но прежде всего на реальный экономический, технологический, внедренческий эффект. Результаты "Иннопрома" должны находить отражение в новых технологиях, материалах, кооперационных проектах, рынках сбыта. В новом качестве жизни уральцев.