Как народный мастер из Тюмени возрождает домовую роспись

Только в 60 с лишним лет единственный не то что в Западной Сибири, а во всем мире мастер-педагог по тюменской домовой росписи Вера Быкова дождалась первой персональной выставки по законам жанра - с гостями, цветами и разговорами про будущее уникального промысла. К сожалению, он до сих пор официально не признан, хотя имел интересную историю бытования и отличается от нижнетагильского и урало-сибирского.
На все творческие мероприятия Вера Быкова (слева) выходит в самошитом костюме. Это праздничная одежда курянки конца 19 века - такую носила бабушка мастерицы
На все творческие мероприятия Вера Быкова (слева) выходит в самошитом костюме. Это праздничная одежда курянки конца 19 века - такую носила бабушка мастерицы / Ирина Никитина/РГ

Конечно, Вера Ивановна участвует в проектах-солянках, вот и сейчас некоторые ее работы можно увидеть в музейном комплексе имени Словцова. Но это такая малость! Меж тем наследие рукодельницы велико: по разным странам разошлись тысячи предметов кухонной утвари, одежды, обуви и аксессуаров, украшенных цветами, листьями и прочими добрыми знаками, а за два десятилетия службы творчеству тюменка воспитала сотни верных последователей - некоторые стали победителями конкурса "Славим человека труда!". Все это к чему? Есть персона, есть успехи, но отдельную витрину (тут подносы, шкатулки, браслеты, игрушки, пасхальные яйца, бочонки и баночки) для мастера такого уровня этим летом поставили не в государственном учреждении культуры, а в частной галерее сувениров. Владелец сего пространства Михаил Михайлов и раньше пускал под крышу именитых коллег, фактически выполняя функции просветителя. Спасибо ему за это.

Фото: Ирина Никитина/РГ

О несправедливости говорят в основном друзья Веры Ивановны. Сама она человек неимоверно скромный.

- Может, обо мне действительно забыли, ведь, обучая девочек-послушниц в Ильинском женском монастыре, я на десять лет отошла от конкурсов и фестивалей, - размышляет Быкова в облаке из благоухающих пионов, подаренных верными поклонниками.

Это лишь попытка найти причину, а правда в том, что ее талант мог бы здорово пригодиться Тюмени, которая взялась преобразовать улицу Дзержинского в пешеходную зону и отреставрировать стоящие на ней деревянные купеческие дома. Мастер не раз изъявляла желание расписать и ставни, и внутреннее убранство. Натренировалась, кстати, в собственных пенатах, когда из родового гнезда делала музей-мастерскую, приглянувшуюся федеральному каналу "Культура" - об этом месте сняли несколько достойнейших сюжетов и фильмов.

Но теперь у нее новые мечты: создать коллекцию в соавторстве с дизайнерами одежды и преобразить интерьеры ресторана или отеля. Отклика пока нет. А идея замечательная - про родовую память, что вполне соответствует заявлениям города о точке притяжения туристов. Чем же еще удивлять, как не самобытным?! Пусть все, наконец, случится.

Кстати

Тюменская домовая роспись - отхожий промысел: между сезонными полевыми работами крестьяне-красильщики из селений на реке Кармак в 40 километрах от Тюмени отправлялись на лошадях до Березово, Казахстана, Урала, Алтая украшать избы. Если корова в те времена стоила 15 рублей, то роспись одной лишь горницы обходилась в два раза дороже.

Масляные краски делали сами: растирали цветные глины, варили олифу из льняного и конопляного масла, добавляли "секретный" компонент, благодаря которому рисунок сохранялся на века. Рисовали кистями из щетины, заячьей лапкой, беличьим хвостом и гусиным пером.

Тюменская домовая роспись маховая и двухцветная - на "пяточку" кисти бралась темная краска, на "носик" - светлая, затем на палитре их смешивали так, чтобы цвета плавно переходили друг в друга.

Сюжетов нет, лишь обереговые знаки - цветки, венки, букеты, петухи и курочки, которые поражали чистым восприятием мира и радовали хозяев долгой зимой.

Фундаментальные образцы росписи можно посмотреть в Нижне-Синячихинском музее-заповеднике деревянного зодчества и народного искусства имени Самойлова в Свердловской области.