Ольга Леонидовна, продовольственная безопасность страны, особенно в реалиях нынешнего времени, - на первом месте, ведь продукты питания требуются людям всегда. Можно ли в связи с этим считать ягодный сектор перспективным?
Ольга Езикеева: Даже с учетом ввоза в Россию продукции из других стран ягодная ниша всегда оставалась совершенно неизмеримой. Да, она огромная и практически свободная. Не стоит и гадать: импорт будет снижаться. Поэтому выращивание, переработка и сбыт местных ягод станут актуальнее. Конечно, в Сибири не растет черешня, но у нас есть смородина, облепиха, малина. Некогда в Тюменской области были развиты питомники: мы больше продавали районированный посадочный материал, чем сами ягоды. Казалось бы, идеальная схема для старта: вот сад или поле, потом будет конечный продукт. Но лучше идти другим путем: в первую очередь нужно изучить рынки сбыта. Это даст предпринимателю гарантированное понимание, чего и сколько стоит выращивать. При этом следует помнить, что сейчас в России проблема с саженцами - очевидно, что бизнесу сначала придется обеспечить свой сад кустарниками.
А если оживить плодопитомники? В Бердюжском районе, в селе Пеганово, например, есть чудесный сад прямо посреди озера. Каким популярным он был в советские годы!
Ольга Езикеева: Сохранившиеся плодопитомники (их осталось немного, на месте остальных выросли дачи) подойдут лишь для обслуживания домохозяйств. То есть они не предназначены для производства ягод в промышленном объеме. Правда, предприниматель Эльмар Ибуков решил возродить заброшенный сад с черноплодной рябиной и облепихой в Ишиме, добавив его в свой бизнес. Вообще хорошо бы еще и перерабатывающий завод там запустить. Когда-то мы планировали такой проект, но владелец не смог его развить. В дальнейших планах эта задача остается.
Думаю, идеально увязать сады с агротуризмом: человек приехал в глубинку, допустим, в то же Пеганово, собрал урожай, там же сам сварил варенье или насушил пару мешков и довольный уехал домой. В то же время сельчане заработали свой рубль, разместив и накормив гостей. Когда-нибудь история про агротуристические кластеры в Западной Сибири при участии местного населения все же случится. Тем более если объект удален от трассы, обслуживать его по силам только живущим рядом людям. Тут открывается новая-старая тема: наряду с трендом на урбанизацию развивается противоположный - на возрождение села: горожане стремятся быть ближе к природе, производят экопродукты, обслуживают "общество зожников".
Все-таки что можно быстрее подружить с ягодами: агротуризм или сельский туризм?
Ольга Езикеева: Быстрее - сельский туризм, тем более что мы сейчас им плотно занимаемся: изучаем места размещения, работу кафе. У туриста два основных способа познания мира: глазами и ртом. Путешественник забывает город, но еду никогда. Поэтому и тут для калины-малины открывается дверь.
Вы говорите, что ягоды перспективны, почему же тогда в Тюменской области всего один бизнесмен в этом деле?
Ольга Езикеева: Так мы только недавно господдержку открыли. Она предполагает 50 миллионов рублей в год. Раньше в регионе ягодной отрасли вообще не помогали. Да, пока у нас один готовый проект с годовым оборотом более 500 миллионов рублей. Предприниматель без нас его начал, но скоро появятся еще три - как раз подбираем для них в муниципалитетах участки под малину, помогаем наладить контакты с местной властью. Сейчас в "Школе фермера" обучение проходят 64 семьи из Вагайского района: выучатся, получат саженцы смородины и удобрения, осенью приступят к посадке. Их курирует агроном из Казани. Скорее всего, люди приобретут статус самозанятых, а работать будут с Ибуковым в едином кооперативе - выращивать ягоды и сдавать ему на переработку. Может, потом кто-то захочет встать с кооператором в один ряд или вообще отделиться.
Что предполагает господдержка?
Ольга Езикеева: Деньги на сельхозтехнику, систему полива, удобрения. Притом самозанятые могут подавать заявки на областные гранты. Отмечу, что есть и муниципальная поддержка такого вида деятельности. Обсуждаем и тему социального контракта: ведь ягодные предприниматели вполне могут взять обязательства по обеспечению школ и детсадов свежей витаминной продукцией.
Можете предположить, когда же отрасль станет популярной в Тюмени?
Ольга Езикеева: Гадать не буду, ведь это бизнес с небыстрым результатом: посадил куст сейчас, но два года ничего с него не получаешь, то есть и не зарабатываешь… Ягоды точно не для стартапа - у человека должна быть копилка или другой бизнес в придачу. В сельхозотрасли мало крупных игроков, ну а нашему региону хватит и пяти успешных предпринимателей.
Рекомендация наставника: с чего начать ягодный бизнес?
Ольга Езикеева: Главный совет - кооперируйтесь, потому что в условиях санкций поодиночке будет сложно, если предприниматель не имеет хотя бы полмиллиарда годового оборота. Еще важна рукопожатность: в сельхозбизнесе требуется не клиентоориентированность, а умение договариваться и исполнять свои обязательства перед партнерами. Как делали тюменские купцы, заключая сделку. А в ягодном деле, которое человек начинает в сельской местности, - только так: туда надо входить "на мягких лапах", собирать местное население, все объяснять, приглашать в союзники. Тогда у проекта будет легкий старт.