Что важно знать? Сегодня закон "Об образовании в РФ" описывает учебную программу как примерную, рекомендательную. Ничего обязательного юридически в законах не закреплено. Это часто вызывает разночтения.
- Преимущество отечественного образования - в фундаментальности, и мы не можем говорить, что фундамент будет крепким, если он состоит только из рекомендаций, - отметила председатель комитет Госдумы по просвещению Ольга Казакова.
Поправки предлагают "примерные" основные общеобразовательные программы заменить на "федеральные". Наряду с уже действующими федеральными государственными образовательными стандартами это будут документы, обязательные для исполнения. Образовательные программы получат статус нормативных правовых актов.
А чтобы программы заработали, Минпросвещения подготовит единую линейку учебников.
- Детям должна даваться единая база знаний, - говорит Ольга Казакова. - Часто, переходя из одной школы в другую, ребенок оказывается и в другом мире. В одной школе он учился по одним учебникам, а в другой школе - совершенно иная программа.
Казакова особо подчеркнула, что ответственность за содержание учебника "должна возлагаться не на учителя или директора, а на федеральное министерство, которое ведет госполитику в части образования".
Поправки предполагают, что именно Минпросвещения будет формировать авторские группы, которые создают учебник, утверждать его текст и содержание. Важно: все будет размещаться в открытом доступе для общественного обсуждения. Таким образом, содержание учебников станет единым, а печатать их по-прежнему смогут разные издательства.
Что даст "золотой стандарт" родителям?
В первую очередь, уверенность в качественном уровне образования ребенка вне зависимости от школы и региона. У мам и пап появится возможность контролировать соответствие программ федеральным стандартам. Ребенку будет проще переходить из школы в школу, если родители решат поменять место жительства. При этом абсолютно в каждой школе будут использоваться верифицированные учебные материалы, доступные для ребенка.
Уйдет лишняя нагрузка на учителей, когда им приходится разрабатывать программы и выбирать учебные материалы. Они смогут использовать нормативы как навигатор и критерия оценки своей работы.
Максим Костенко, директор Департамента госполитики и управления в сфере общего образования Минпросвещения:
- Создание единого образовательного пространства - это сегодня чаяния учителей, но важно отметить: это не унификация всех образовательных организаций. Мы понимаем: в каждой школе работают уникальные педагогические коллективы, но важно регулирование их деятельность. К сожалению, сегодня мы видим множество интерпретаций подходов, а это не всегда ведет к повышению качества образования. Мы выступаем за федеральные программы, но такие, которые не перекрывают источник творческой активности. Усиливается роль и значимость федеральных инновационных площадок.