И вот спустя много лет появилась комедия из Дагестана - "Танцы на высоте!". Она станет открытием новых талантов: десятка колоритных актеров, а прежде всего - сценариста и режиссера Амета Пики. Имя стоит запомнить: это автор остроумный и талантливый в умении увидеть рутинную жизнь с добрым юмором - получается необыкновенно смешно.
Сюжет, при всех его забавных философствованиях, не перегружен мудреностями и уже к середине фильма предсказуем, что для хорошей комедии не грех, а необходимость. Горный аул. Люди, живущие на кручах среди звезд, почти уже в космосе. Старые обычаи, старые песни, старые мазанки, хибарки и сарайчики. И новая антенна для интернета. Только она не ловит. "Ты воруешь не как патриот! - поучает должностное лицо, приехавшее инспектировать местный интернет. - Интернета у тебя нет - а машина новая!"
Сценарий написан так, что половина диалогов улетит в "крылатые фразы". Кавказские актеры жонглируют ими свободно и органично, и каждая реакция на сказанное, поворот головы, даже ритм их движений неуловимо смешны - фильм смотришь с прилипшей к губам улыбкой. Словно авторы сняли сиквел "Новые приключения кавказской пленницы".
В основе конфликта - стычка между непререкаемыми требованиями совета старейшин аула и неумолимо наступающей на пятки современностью. Со всеми ее сомнительными новинками. И вот Тофик, колдуя над ноутбуком, обнаруживает на мониторе Лилю Межконтинентальную - танцующую секс-бомбу. Она из клуба Twisted Asses (название лучше не переводить) и показывает, что такое твёрк. Знаете, что такое твёрк? Сексапильное трясение ягодицами. Каждый мускул - отдельно и в своей траектории. Многие не могут оторваться. И Тофик, остолбенев, понял, что эту Межконтинентальную он должен украсть. По всем горским обычаям. И путь его лежит в самый большой аул страны - в Москву. А там, предупреждают старейшины, черт знает что творится: "Там женщины как мужчины, а мужчины как женщины. Я сам два раза перепутал".
В Москву стремится и юная Зюма - она поет и хочет в консерваторию. Предугадать дальнейшее можно уже по этому куцему синопсису, но комедия ценна не тем, что в ней, а тем, как все выглядит. А выглядит все как смерч комических твистов, парадоксов, приколов - приключений Тарзана в Нью-Йорке, или, точнее, д Артаньяна в Париже. Как сообщает автор фильма, Дюма и подсказал сюжет: д Артаньян - гасконец, то есть горец, его горская экспансивность и простодушие парня "из глубинки" и стали причиной его парижских злоключений. Примерно так сложится и судьба Тофика - горячего гасконца из аула.
Главное сокровище картины, кроме остроумия автора и его умения даже монтаж сделать смешным, - ансамбль обаятельных типов, сотворенный одаренными актерами, в большинстве - с Кавказа. В ансамбль отлично вписались мастера из Москвы и Питера - Владимир Долинский в роли инспектора из центра и Семен Фурман, неотличимый от коллег-аксакалов. Не говоря о неотразимой Еле Санько в роли Мымры из Гнесинки. Тофик у выпускника "Щуки" Яна Гахарманова ("Фантом") и Зюма-Зарема у Аны Джавакишвили ("А потом мы танцевали") цепко держат сюжет своими универсальными талантами - легки в комедии, незлобивы в приколах, выразительны в пластике и тоже бесконечно обаятельны.
Любовно выделанная комедийная конструкция держится на постоянном столкновении "высокого штиля" кавказских легенд с авторской иронией, сбивающей гордую птичку на лету: "Там, где начинается космос, издревле жили люди..." - эпически сообщает голос с небес - и в момент наивысшего поэтического экстаза из распахнувшихся горных просторов в кадр вплывает надпись на скале "Зарема дура". Так все начинается, мы уже готовы к новым комическим подставам и не ошибемся в ожиданиях. Будет нам и ушибленный московский поэт, и цитирующая "Курару" ватага интеллектуалов, и даже прямой эфир секса с чатом, в котором участвуют Данелия, Параджанов, Шарль Азнавурян, а также педагоги режиссера Фенченко и "Шахназавр".
Здесь всем рулит интернет. Или, как его именует совет старейшин, интранут. Тофик попытался воспроизвести "неправильный" танец Лили Межконтинентальной, видео собрало двести миллионов просмотров - он стал звездой Сети, но как от этого отмыться, пока не знает: "За дерганье попой дают больше, чем ВВП аула за тысячу лет!". Он будет стоять перед трудным выбором - и выйдет из ситуации с честью, как гасконец.
Ритм картины таков, что ползала все это не успеет ухватить - автор веером рассыпает комические трюки от комедии положений и характеров до откровенного ерничества и капустника, причем в каждом углу кадра - будьте бдительны! - что-нибудь происходит. Вольный полет удивительной картине вместо горючего обеспечивает, как в "Чудаках" у Эльдара Шенгелая, сила неистовой, все согревающей любви.