Сейчас персональные данные защищены недостаточно, считают авторы законопроекта, который готовится в Госдуме ко второму чтению. Широкое распространение получили сервисы в интернете, где можно приобрести информацию о россиянах из различных баз данных - адреса, недвижимость, паспорта, авиа- и железнодорожные перелеты и т.п. Это создает реальную угрозу совершения преступлений. Например, мошенничеств с использованием методов социальной инженерии, с заочным оформлением кредитов, кибербуллинга и пр.
Предлагается в числе прочего ограничить доступ к данным Единого госреестра недвижимости. Сейчас получить сведения о том, кому принадлежит жилье, может любой желающий. Авторы законопроекта предлагают выдавать выписки из ЕГРН только в случаях, когда владелец недвижимости ранее сообщил в Росреестр, что не возражает против предоставления данных третьим лицам. Если такого разрешения не было, сведения могут быть предоставлены только по запросу нотариуса некоторым заинтересованным лицам для защиты их прав и законных интересов. Например, если между заявителем и правообладателем заключен договор, если причинен ущерб заявителю или его имуществу, есть основания для предъявления вещного иска к правообладателю и др.
Законопроект отвечает на общественный запрос, считают в пресс-службе Росреестра. Если депутатская инициатива будет принята, Росреестр готов обеспечить все механизмы для реализации законодательных изменений, отметили в ведомстве.
Второе чтение законопроекта намечено в Госдуме на 5 июля. Между тем ряд ассоциаций сферы ЖКХ направили обращение вице-премьеру Марату Хуснуллину, в Минстрой, Минэнерго и Госдуму о необходимости внесения поправок в законопроект. Среди авторов письма - Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения, Совет производителей энергии, Ассоциация региональных расчетных центров, Национальный жилищный конгресс и Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний.
В законопроекте не учитывается, что данные из ЕГРН сейчас используются управляющими компаниями (УК) и ресурсоснабжающими организациями (РСО) - водоканалами, электросетями и пр., - указывают авторы письма. В частности, выписки из ЕГРН УК и РСО получают для взыскания долгов с жителей, чтобы точно определить, кто является владельцем квартиры. Чтобы подать иск в суд, нужно указать, как минимум, фамилию, имя и отчество должника, пояснили в Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения. Между тем у коммунальных организаций, как правило, нет подробных данных о жителях, а у жителей нет обязанности их сообщать и обновлять эти сведения.
Ежегодно меняются собственники 6-7% квартир, говорит директор Ассоциации региональных расчетных центров Ольга Селляхова. Люди покупают и продают жилье, разводятся, женятся, меняют фамилии. Если же в заявлении в суд указать неверного собственника, суд, естественно, отказывает во взыскании долга. Сейчас коммунальные организации ежегодно подают десятки миллионов запросов в Росреестр, говорит эксперт.
Предложенный в законопроекте механизм получения сведений через нотариуса коммунальным организациям не поможет, отмечает Селляхова. Сейчас запросы на выписки подаются в электронной форме и обходятся коммунальщикам в среднем в 1,82 рубля за выписку при пакетной выгрузке. Новый же порядок предполагает личный визит к нотариусу и обоснование каждого запроса, что потребует массу времени, средств, персонала и дополнительных документов. Кроме того, законопроектом устанавливается, что за получение выписки нотариусу нужно будет платить 300 рублей. При этом нотариусы также взимают плату за услуги правового и технического характера, так что фактическая плата, как правило, значительно больше.
"Для крайне недофинансированной отрасли ЖКХ это колоссальные затраты, - говорит Селляхова. - А если суд примет решение взыскать долг, то компенсировать затраты на нотариусов должны будут должники, то есть долговая нагрузка на жителей станет еще больше".
Принятие законопроекта затруднит взыскание задолженности с потребителей и еще сильнее усложнит актуальную для ЖКХ проблему роста долгов за коммунальные услуги, указывают авторы письма.
По данным Росстата, к концу 2021 года сумма долгов за ЖКУ составила почти 1,5 трлн рублей, из них 767 млрд рублей задолжало население (остальное - долги организаций).
Более того, нормы законопроекта блокируют организацию общих собраний собственников многоквартирных домов, отмечают в НП "Национальный жилищный конгресс" (НЖК). У организаторов собраний либо не будет данных о собственниках, их недвижимости и количестве голосов для голосования, либо им придется нести затраты на услуги нотариусов. В результате невозможно будет реализовать основополагающие права и обязанности собственников по созыву и проведению общих собраний, содержанию общего имущества, управлению домами, принятию совместных решений, несению расходов на содержание общего имущества и проведению капремонта, считают в организации. Ограничения по предоставлению персональных данных блокируют работу ЖКХ и сделают невозможным исполнение обязательных лицензионных требований в сфере управления многоквартирными домами, подчеркивают в НЖК.
Авторы обращения просят внести поправки в законопроект. В частности, предусмотреть возможность предоставления персональных данных о правообладателе недвижимости без его согласия "в случаях, когда возможность передачи таких сведений третьим лицам без согласия правообладателя объекта недвижимости установлена федеральным законом". Жилищным кодексом РФ в отдельных случаях предусмотрена возможность передачи персональных данных без согласия субъекта, отмечают они. Кроме того, нужно включить организации ЖКХ в перечень лиц, которым предоставляются сведения из ЕГРН вне зависимости от наличия согласия, наряду с уже включенными в такой перечень страховыми и кредитными организациями.
Обеспокоенность коммунальных организаций разделяют в Минэнерго. Как сообщили "РГ", в министерстве полагают, что законопроект в первоначальной редакции может существенно усложнить процесс взыскания задолженности в судебном порядке, особенно с физических лиц, а это сейчас основной способ истребования задолженности в отношении потребителей-физлиц. Законопроект может быть принят при условии одновременного внесения изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ, считают в ведомстве. Изменения должны быть направлены на обеспечение возможности судам самостоятельно запрашивать выписки в отношении должников, по которым ресурсоснабжающими организациями поданы судебные иски и приказы. Аналогичная процедура начала действовать с июля в случаях, когда взыскателю неизвестны СНИЛС, ИНН или другие идентификаторы должника.
"РГ" направила запросы в Минстрой, аппартат Хуснуллина и Госдуму.
Законопроект не устраивает и риелторов, он увеличит время и затраты на проверку чистоты покупаемой квартиры. Принцип добросовестности участников сделок, которым сейчас пронизывается все гражданское законодательство, основывается на публичности реестров, отмечает руководитель Юридической службы "ИНКОМ-Недвижимость" Светлана Краснова. Возможность обращения покупателя к открытым и доступным сведениям реестра при оценке рисков приобретения недвижимости ставится во главу угла всеми судами, с возложением ответственности на покупателя, проигнорировавшего такую возможность.
На практике покупатели изучают публичные реестры еще до заключения договора, до внесения аванса за объект. Обнаружение арестов, обременений позволяет уменьшить риски, не допустить ненужной передачи денег или побудить продавца исправить недостатки, говорит Краснова. "В случае внесения в закон изменений рынок недвижимости откатится назад, действия покупателей и риелторов будут зависеть от согласия продавцов на доступ к сведениям реестра. В случае отказа продавца мы вернемся к вынужденному изучению документов по всей цепочке сделок с объектом недвижимости, что неизбежно увеличит время проверки объекта недвижимости и стоимость услуг", - отмечает риелтор.