Сделано это было на случай введения обязательного страхования ответственности россиян, использующих средства индивидуальной мобильности (СИМ) в условиях городской среды.
О введении обязательного страхования ответственности электросамокатчиков не раз заявляли в том числе и депутаты Госдумы. Электросамокаты и другие СИМ пользуются возрастающим спросом среди россиян. По оценкам ретейлеров, в нынешнем году продажи электротранспорта увеличились минимум в два раза. В то же время, по данным МВД, число аварий с участием СИМ выросло на 35% по сравнению с январем - маем 2021 года.
И вот, по расчетам экспертов, прогнозная цена такой страховки оказалась сопоставимой со стоимостью полиса ОСАГО для автомобиля. Потому что у самокатов и других СИМ вероятность наступления страхового случая выше. Хотя возможная тяжесть причиненного ущерба существенно ниже.
С 2012 года аварийность на дорогах России снижается, несмотря на то, что размер автопарка постоянно растет. Так, число ДТП за этот период уменьшилось в 1,5 раза (до 133 тысяч ДТП), а число автомобилей на дорогах выросло минимум на 25% (до 60,14 миллиона). Ситуация же со средствами индивидуальной мобильности иная - их число постоянно растет. В прошлом году, по оценкам экспертов, было продано до 250 тысяч электросамокатов. За этот же период было зафиксировано около 700 ДТП с участием СИМ.
Лимит ответственности по страховому полису для СИМ может достигать 500 тысяч - по аналогии с ОСАГО. Это связано с тем, что при аварии с электросамокатом ущерб может быть нанесен не только здоровью пострадавшего, но и его имуществу, в частности, при ДТП с участием автомобиля.
Оптимизировать стоимость полиса можно, включив в него цену франшизы - по аналогии с другими видами страхования. Кроме того, уменьшить размер платы при страховании СИМ до 50% будет возможно при регистрации самоката (например упрощенной, через портал госуслуг). Либо при ограничении возраста водителя (возможность управлять самокатом с 16 лет). Позволит снизить стоимость страховки и введение "прав" на управление СИМ. Например, допускать к управлению водителей с правами категории "М" либо вводить специальную категорию для водителей средств индивидуальной мобильности с возможностью получить такие "права" в упрощенном формате. Например, сдав теорию и экзамен онлайн через Госуслуги.
Но оформление полиса ОСАГО как минимум требует регистрации этого самоката. А с этим большие проблемы. Сейчас даже нет соответствующей классификации этих транспортных средств, не говоря об их сертификации.
Если автосервис отказался восстанавливать машину, то страховая компания может заменить ремонт по ОСАГО выплатой. Но - с учетом износа. Об этом сообщила финансовый уполномоченный Светлана Максимова в рамках X Петербургского международного юридического форума.
По ее словам, если у страховщика заключен договор на организацию ремонта со станцией технического обслуживания автомобилей (СТОА), которая соответствует установленным требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик должен направить его транспортное средство на эту станцию.
Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры, не соответствует установленным требованиям, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать направление на ремонт на одну из таких станций. При отсутствии такого согласия возмещение вреда осуществляется в форме страховой выплаты.
В этой связи, если страховщик представит финансовому уполномоченному доказательства невозможности выдачи им направления на ремонт в течение установленного законом об ОСАГО срока по причине отказа всех СТОА, с которыми страховщик заключил договоры и которые соответствуют критериям доступности для потерпевшего, а также сохранности гарантий от производителя, взыскиваемое страховое возмещение должно рассчитываться как стоимость восстановительного ремонта с учетом износа узлов, деталей и запасных частей.
Однако это противоречит мнению Верховного суда, а также рекомендациям Центробанка. Верховный суд, неоднократно рассматривая подобные дела, отражал в них иную позицию. А именно: если сервис отказывает в ремонте, то это проблемы страховщика. А если он их не может решить, то должен произвести выплату без учета износа автомобиля со всеми полагающимися штрафами и пенями.
Недавно страховщики обратились в Центробанк за разъяснением этого вопроса, и ЦБ подтвердил, что они должны придерживаться позиции Верховного суда: либо обеспечить ремонт, либо заплатить деньги без учета износа. Дело в том, что согласно позиции ВС денежная выплата с учетом износа возможна лишь в исключительных случаях, которые прописаны в законе об ОСАГО.
Чем обойдется такая рекомендация финуполномоченного - несложно предсказать. Все, кто обратился к нему с подобной жалобой, отправятся в суды. Нагрузка на представителей Фемиды вырастет в разы.