Госдума рассмотрит законопроект о работе самозанятых в такси

Гавриил Григоров/ ТАСС

Госдума 5 июля планирует рассмотреть в первом чтении законопроект, регулирующий работу такси. Его положения могут упростить работу самозанятых в этой сфере, а также повысить требования к водителям и ответственность агрегаторов в случае ДТП. Эксперты считают, что эти меры будут способствовать повышению безопасности поездок.

Законопроект об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси был внесен в Государственную думу правительством России 11 мая. Он содержит целый ряд нововведений, которые могут существенно повлиять на рынок такси.

Во-первых, он упрощает условия работы в такси для самозанятых. Сегодня они, чтобы получить право перевозить пассажиров, должны сначала зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, а затем переходить на режим самозанятости. В случае принятия нового закона, оформлять ИП не придется, самозанятые будут заключать договор со службой заказа такси, а также смогут арендовать автомобиль такси в таксопарке, и спокойно работать. При этом, деятельность таких перевозчиков будет контролироваться через сведения, предоставляемые службами заказа такси в региональную информационную систему.

"Возможность для самозанятых работать напрямую с компаниями-арендодателями автомобилей - важнейшее нововведение, - отмечает член комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Александр Толмачев. - Тут нужно понимать, что их тоже будут допускать не просто так, а через проверку на знание городской инфраструктуры. Раньше многим удавалось обходить подобные темы, регистрируя водителей как ИП и заключая с ними контракты. Это - лишь один из шагов по выведению сферы такси из серой зоны, где она находилась десятилетиями".

Кроме того, новый законопроект предполагает повысить требования к водителям такси. К примеру, они не должны иметь медицинских противопоказаний или ограничений к управлению транспортным средством категории "В". За руль также не пустят того, кто имеет более трех штрафов за нарушение правил дорожного движения. Если же водителя лишили прав, то после их восстановления ему нужно будет подождать один год, прежде чем можно будет заниматься легковыми перевозками.

Эксперты полагают, что такое ужесточение требований повысит безопасность пассажиров.

Другой важный момент - введение в правовое поле агрегаторов такси и определение их ответственности в случае ДТП. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что рынок такси в России в последнее время растет именно за счет роста заказов через приложения. Даже традиционные таксопарки перешли на взаимодействие с агрегаторами, снизив или вообще прекратив работу собственных диспетчерских. В то же время законодательством не урегулирована деятельность служб заказа легковых такси и в том числе агрегаторов, их правоотношения с перевозчиками и пассажирами.

"Для агрегаторов такси в данном законопроекте прописывается в том числе ответственность за причиненный ущерб, - отметил заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рафаэль Марданшин. - Если лимита по застрахованной ответственности водителя будет недостаточно, чтобы, например, возместить ущерб пассажиру, служба заказа такси будет нести солидарную ответственность с водителем".

Также законопроектом предусмотрено создание трех региональных реестров такси. Региональный реестр перевозчиков легковыми такси будет содержать сведения о перевозчиках, а также о приостановлении, возобновлении и аннулировании действия разрешений на эту деятельность. В реестре легковых такси будут собираться сведения о транспортных средствах, соответствующих требованиям, предъявляемым к такси. И, наконец, региональный реестр служб заказа легкового такси будет включать в себя информацию о соответствующих службах, в том числе о предоставлении им права на осуществление подобной деятельности.

Новый законопроект положительно оценили в департаменте транспорта Москвы. "Мы поддерживаем новый закон потому, что он вводит агрегаторов в правовое поле, устанавливает их ответственность и даёт возможность каждому региону дополнительно устанавливать свои правила. В этой версии законопроекта учли все запросы отрасли и пассажиров такси, которые обсуждались в последние годы", - отметили в департаменте.

Документ поддержал и комитет Госдумы по транспорту. "Пообщавшись с представителями различных объединений транспортников, теми, кто занимается вопросами такси, мы пришли к выводу, что этот законопроект - наиболее сбалансированный из тех, что до этого рассматривались в Госдуме. Он максимально учитывает интересы всех сторон, участвующих в организации работы легкового такси", - отметил Рафаэль Марданшин.

По его словам, полученные от служб такси и ассоциации перевозчиков отзывы, говорят о том, что в самой отрасли, в целом, также поддерживают предлагаемый законопроект. "Конечно, есть определенные замечания с их стороны, а также предложения, которые мы будем рассматривать и учитывать при доработке документа, если он будет принят в первом чтении", - отметил депутат.

Комитет по транспорту рекомендовал Госдуме принять правительственный законопроект о такси в первом чтении. Рафаэль Марданшин считает, что поскольку серьезных возражений по законопроекту ни у кого нет, вероятность, положительного решения достаточно высока.

"Понимаю, что законодатели не всегда успевают за стремительно меняющимся рынком таксомоторных перевозок, поэтому после первого чтения в Госдуме сразу будет организована работа с поправками, - отмечает Александр Толмачев. - В любом случае, законодательное регулирование сделает более прозрачным, безопасным и понятным рынок услуг, которыми ежедневно пользуются миллионы людей по всей стране. Тем же, кто связал свою работу с такси, также будет удобнее трудиться и добиваться правды в случае разногласий с парками или агрегаторами".