"Креатив - новая вера": как креативная индустрия ищет выход из экономического кризиса для себя и страны

В конце июня под эгидой Федерации креативных индустрий состоялся первый Telegram-форум представителей креативной индустрии. В нем приняли участие руководители фондов развития и проектных офисов из разных регионов России, чья цель - развитие креативной экономики на местах. Участники форума обсудили текущие сложности и пути их преодоления, а также вдохновили друг друга положительными примерами. Telegram-форум прошел на базе профильного b2b-канала "Красная кнопка ФКИ" в преддверии главного национального события в области креативных индустрий - Российской креативной недели.
Пресс-служба Российской креативной недели

Одно из очевидных последствий экономических санкций против России - разрушение сложившихся цепочек поставок. Участники Telegram-форума отметили, что в первой половине года на их глазах возникали новые производственные и логистические связи. Поиском новых партнёров озаботились прежде всего сами креативные предприниматели, но региональные фонды развития стремятся выступать в роли продюсеров и стимулируют возникновение новых контактов. Например, Валерия Гусейнова, директор калининградского фонда креативных индустрий "Креспектива", поделилась успешным кейсом создания коллаборации между местным производителем эксклюзивной парфюмерии и крупным ритейлером. А директор фонда "Ульяновск - культурная столица" Татьяна Ившина рассказала о том, как приглашает байеров из разных регионов страны в мастерские местных дизайнеров. В результате таких знакомств возникают новые контракты

Другой вариант коллаборации - создание совместных шоурумов, объединенных по региональному признаку. В том же Ульяновске представители 18 различных креативных бизнесов открыли в крупном торговом центре общий аутлет: изначально он планировался как временный проект, но после позитивного отклика потребителей было решено сделать шоурум постоянным. Вообще участники встречи отметили, что представители креативных индустрий всё больше осознают свою общность и активнее участвуют в нетворкинге. Например, по словам директора пензенского Центра развития креативных индустрий Екатерины Удаловой, креативные предприниматели стремятся работать плечом к плечу на территории креативных кластеров и просят регион о создании новых пространств с доступной арендной ставкой.

Находить партнеров и клиентов креативному бизнесу разного масштаба по-прежнему помогают мероприятия: ярмарки, выставки, фестивали. Иногда запрос на креативные услуги приходит от традиционного бизнеса. Например, председатель комитета по развитию креативных индустрий Торгово-Промышленной палаты Ростовской области Оксана Коростиева отметила, что ресторанно-гостиничный бизнес в регионе с недавних пор активно привлекает локальных художников и дизайнеров для создания уникальных пространств.

Наконец, креативный бизнес остро нуждается в знаниях, прежде всего управленческих и технологических. В ответ на этот запрос по всей стране возникает большое число образовательных программ разного уровня. Например, директор тюменского Агентства развития креативных индустрий Алексей Краев анонсировал появление в регионе школы электронной коммерции. По его словам, в последние месяцы было интересно наблюдать, как представители традиционных ремёсел начали активно выходить в цифровую среду и активно использовать инструменты интернет-маркетинга.

На один из главных вопросов Telegram-форума: "Могут ли креативные индустрии стать частью антикризисного пакета для российской экономики в целом?" - участники встречи не дали однозначного ответа. С одной стороны, такой потенциал несомненного есть. Неслучайно для многих стран (например, для Японии, об опыте которой рассказала программный директор Российско-японского форума по креативной экономике Юлия Стоногина) развитие креативных индустрий является одним из национальных приоритетов. С другой стороны, по признанию участников Telegram-форума, сегодня далеко не все российские чиновники по-настоящему осознают значение креативной экономики для страны. Но, как сказала Валерия Гусейнова из "Креспективы", "Креатив - это новая вера", поэтому дальнейшее развитие креативного сектора неизбежно.

"Сегодня люди, которые помнят, что такое предприимчивость и конструктивный подход, на глазах приобретают особую ценность, - говорит генеральный директор ФКИ Игорь М. Намаконов. - На протяжении мировой истории страны и цивилизации проходили самые жесткие периоды, но восстанавливались, если сохраняли какой-то общий смысл. Хранителями этого смысла всегда являлись деятельные и думающие люди, значимая часть которых сегодня концентрируется в креативных индустриях. Поэтому нам нужно держаться вместе, чтобы питать друг друга и стимулировать к действию."

Запись Telegram-форума доступна на Youtube. Разговор о будущем креативных индустрий в стране продолжится на Российской креативной неделе, которая пройдет с 7 по 10 июля в Парке Горького.