Как сообщили "РГ" в Министерстве промышленности и торговли РФ, инструментами, используемыми в процессе промышленного перехода, выступают финансовые и нефинансовые меры поддержки, смягчение регуляторики. Новые меры поддержки создавались еще в период пандемии COVID-19. Некоторые из них на тот момент посчитали избыточными и, доведя до готовности, не стали запускать. А сейчас эти заготовки пошли в дело. Это льготный кредит на пополнение оборотных средств, возобновление механизма специальных инвестиционных контрактов СПИК 1.0, новые программы Фонда развития промышленности (ФРП), направленные на формирование компонентной и ресурсной базы.
Особое значение для перехода минпромторг также видит в накоплении и, что немаловажно, в применении новых технологических компетенций. У ведомства есть такой инструмент, как Единая субсидия на НИОКР, по которой можно компенсировать компаниям до 70 процентов затрат. За два года реализации этой меры (2020-2021 годы) поддержано и реализуется 182 инновационных проекта в 16 отраслях промышленности. Общая сумма субсидий составила порядка 14,2 миллиарда рублей. При этом по завершении проектов будет реализовано продукции на сумму свыше 117 миллиардов рублей.
Минпромторг отмечает, что для противодействия санкционному давлению правительство РФ снизило требования по отношению объема субсидирования к объему реализации инновационной приоритетной продукции с одного к пяти до одного к двум. Также был расширен сам список приоритетной продукции. Теперь к ней еще относится готовая продукция, в том числе отдельные компоненты, сырье и материалы, производство которых на территории России ограничено или отсутствует.
Сегодня на рассмотрении в Минпромторге России находятся 1296 предложений на общую сумму субсидий свыше 162 миллиардов рублей. На реализацию Единой субсидии на НИОКР в период с 2022 по 2024 годы предусмотрено дополнительно 19,046 миллиарда рублей (в 2022-м - 5,517 миллиарда, в 2023-м - 6,314 миллиарда, в 2024-м - 7,214 миллиарда рублей), сообщили в ведомстве.
Еще один инструмент промышленного перехода - госзаказ. В прошлом году объем госзакупок товаров в России превысил 7 триллионов рублей. Из них на товары российского производства пришлось почти 5,5 триллиона. По закупкам в рамках 44-ФЗ этот показатель составил около 61 процента.
Сейчас у заказчиков любого уровня есть много возможностей приобретать отечественное: реестр российской продукции, функционирующий на базе Государственной информационной системы промышленности, включает уже около 158 тысяч позиций. И эта цифра растет ежемесячно в среднем на пять-семь процентов.
В условиях санкционного давления в приоритете для промпроизводств, по мнению минпромторга, - как можно быстрее, пока имеются благоприятные с точки зрения валютного курса условия, закрыть потребности в оборудовании и комплектующих там, где российское производство из-за дефицита мощностей пока не способно удовлетворить внутренний спрос. В дальнейшем можно адресно стимулировать иностранных поставщиков, чтобы они локализовали свое производство внутри страны, а российским компаниям, выпускающим средства производства и сложную потребительскую продукцию, обеспечить справедливые условия конкуренции.
Происходящие изменения в экономике воспринимаются как "окно возможностей". Открываются новые свободные ниши, которые отечественные предприятия обязательно заполнят. Поэтому российской промышленности необходимо найти правильный баланс. На длительном горизонте альтернативы укреплению технологического суверенитета просто нет, но в краткосрочной перспективе промышленным предприятиям все равно придется закупать необходимые позиции за рубежом.
Как пояснили в минпромторге, с одной стороны, разрешив параллельный импорт, хотели предотвратить глобальные негативные последствия для отечественной экономики. С другой стороны, чтобы не допустить деградации промышленного сектора, эта мера, как и меры по поддержке импорта, носит исключительно тактический и временный характер.
Геополитические изменения коснулись не только импорта, но и экспортных поставок из России. Большая часть отечественного несырьевого неэнергетического экспорта переориентируется на Восток. В первую очередь углубляется сотрудничество со странами, не присоединившимися к санкционному давлению на Россию.
Для облегчения переориентации на дружественные страны, с учетом возросшей стоимости логистики, в том числе и после пандемии, Минпромторг России продолжает активно поддерживать российских экспортеров в рамках нацпроекта "Международная кооперация и экспорт". Эта поддержка предполагает целый комплекс мер - финансовых и нефинансовых. Они включают субсидии на компенсацию затрат экспортеров на проведение НИОКР, регистрацию товаров и услуг на внешних рынках интеллектуальной собственности, омологацию продукции (приведение товара в соответствие с требованиями страны-импортера), сертификацию продукции на внешних рынках. Кроме того, отечественным экспортерам доступно льготное кредитование в рамках программы повышения конкурентоспособности продукции российских производителей.
В минпромторге полагают, что эти меры позволят экспортерам удержать конкурентную стоимость и адаптировать продукцию под требования новых внешних рынков.
Если оценивать эффективность разных мер поддержки отраслей промышленности, очень хорошо себя показала новая программа по предоставлению льготных кредитов на пополнение оборотных средств. Их получили уже более 450 отечественных системообразующих предприятий. А в целом льготное финансирование одобрено более 700 компаниям более чем на 1,2 триллиона рублей, сообщили в Минпромторге РФ. Поддержка в приоритетном порядке оказывается всем системообразующим предприятиям, находящимся в зоне высокого риска. Это касается не только предоставления кредитов, но и поиска альтернативных поставщиков и рынков сбыта.
Активно работает и Фонд развития промышленности, который до конца квартала может одобрить займы для еще 30 проектов на общую сумму 9,5 миллиарда рублей. Фонд идет навстречу заемщикам: кредиты реструктуризируются, фиксируется ставка по займам. Действуют также региональные фонды развития промышленности, которые были докапитализированы на сумму 4,3 миллиарда рублей.
Идет работа с регуляторикой, в рамках которой возобновили СПИК 1.0 и продлили действие уже заключенных специальных инвестиционных контрактов до 12 лет.
Российская промышленность продолжает наращивать сотрудничество со своими партнерами. Один из них - Республика Казахстан. Экономики двух стран тесно взаимосвязаны, особенно с учетом интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Российские предприятия присутствуют в различных отраслях экономики Казахстана.
Традиционная сфера сотрудничества - автомобилестроение. Как рассказали в Минпромторге России, продолжается реализация совместного проекта по созданию на территории Казахстана производства тракторов. Также можно выделить производство минеральных удобрений в Жамбылской области, золотодобычу в Восточно-Казахстанской области, добычу руд цветных металлов и угля, производство стального проката в Костанайской области.
Заслуживает внимания и работа в фармацевтической отрасли. В прошлом году Казахстан подключился к производству вакцины для профилактики коронавирусной инфекции "Спутник V". Многие российские фармкомпании локализуют свои производства в Казахстане.
Также отличные перспективы для дальнейшего сотрудничества есть в транспортном машиностроении, атомной энергетике, химической промышленности, металлургии, горнодобывающей промышленности.