04.07.2022 23:45
    Поделиться

    В Россию возвращаются трудовые мигранты из Узбекистана

    Приехавших из Узбекистана атакуют таксисты, но узбеки на них внимания не обращают. Сразу идут на автовокзал. Тут же появляются парни - предлагают российские сим-карты. Вот это для пассажиров первого поезда из Ташкента в Волгоград - вещь нужная. Симки активно покупают.

    Железнодорожное сообщение между городами двух стран восстановлено после отмены в пандемию. Корреспонденты "РГ" встречали первых пассажиров на вокзале. Из вагонов потоком выходят узбеки. Видно, что все места в поезде были заняты. Многие используют Волгоград как транзитный пункт, чтобы двигаться дальше. В областном комитете сельского хозяйства заявили, что в регионе приняты исчерпывающие меры, чтобы обеспечить хозяйства трудовыми ресурсами. Возможно, кто-то и останется на Волге.

    - А вы куда? - спрашиваем.

    - На заработки. В России давно работаю. Здесь у меня пересадка, сейчас поеду в Питер, - отвечает Сарвар.

    - А мы приехали отдыхать... И возможно, работать, - смеется Бекзат. - Вообще нам до Краснодара.

    - Мне дальше надо ехать, до Тамбова, - уверяет Джахангир Казакбаев. - У меня там папа...

    В Волгоград поезд из Ташкента будет прибывать раз в неделю. С такой же периодичностью и в Самару. Где все-таки смогут закрепиться на работе их пассажиры, спросили мы эксперта Общественного совета при Минстрое России Илью Пономарева.

    По его словам, рабочие руки нужны на всех стройках, особенно на больших инфраструктурных проектах. И пояснил: что к сожалению, предусмотренные госнормами зарплаты хотя и выросли существенно благодаря усилиям минстроя, но не достигли привлекательного уровня для россиян. И поэтому строительные специальности в нынешней экономической ситуации ими не обеспечены. "При этом должен отметить, - продолжил Илья Пономарев, - Узбекистан традиционно представлен не только разнорабочими. Приезжают бригады и очень квалифицированных строителей, например, по арматурным работам и монолитному бетону". И предупредил: "Для корректировки этой ситуации нужны системные решения и не один год работы".

    Так что пока продолжаем встречать поезда из Ташкента.

    Комментарий

    Владимир Климанов, директор Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС:

    - С одной стороны, у нас до недавнего времени сохранялся самый низкий уровень безработицы. Исторический минимум зафиксирован в апреле - три миллиона безработных! Такого, по-моему, никогда не было.

    Но сейчас уже наблюдаем другую картину - рост безработицы! И на каких-то предприятиях возвращение трудовых мигрантов может вызвать негативную реакцию. Не исключено, что новые безработные будут претендовать на те ниши, которые пока еще свободны от гастарбайтеров. И это надо учитывать, чтобы вовремя снимать напряженность на рынке труда.

    С другой стороны, у нас, похоже, начнет расти и скрытая безработица. Все будут держаться за рабочие места даже с сокращением доходов, формально оставаясь занятыми. Мы уже видим примеры, когда предприятия переходят на четырехдневную рабочую неделю. Это тоже вызовет напряженность на рынке труда. Нужны ли будут приезжие, если не полностью загружены свои кадры?

    Да и само возвращение на российский рынок окажется для мигрантов не без проблем. При таком курсе рубля валютные операции просто невыгодны для иностранцев. Если гастарбайтеры получают зарплату в рублях, то возникают сложности, как перевести их на родину или обналичить и вывезти. Сервисы по переводам не работают, на валютные операции вводят комиссии.

    Однако потребность в низкоквалифицированной рабочей силе остается. Мы ожидаем в этом году богатый урожай, поэтому сезонные рабочие во многих регионах очень востребованы. Мигрантов ждут и на стройке. Особенно учитывая, что еще предстоит восстановление Донбасса.

    Поделиться