Науке объявили мобилизацию

Западные санкции стимулируют внедрение отечественных разработок
На фоне санкций промышленность России оказалась перед острой необходимостью добиться технологического суверенитета. Правительством поручено сформировать квалифицированный заказ для науки, который поставил бы четкие задачи в трансфере технологий от фундаментальных исследований до конкретных изделий.
Максим Захаров/ РИА Новости

- Сейчас нужно будет мобилизовать всю науку, она должна работать на нужды общества, государства и бизнеса. Именно они должны быть квалифицированными заказчиками, - подчеркнул вице-премьер Дмитрий Чернышенко в ходе Петербургского международного экономического форума. - И должен быть толмач, который умеет то, что общество хочет, трансформировать в конкретное техническое задание, которое можно измерить и получить сам результат. И самое главное, у нас формируется бюджет на следующие три года. Поэтому в течение месяца нам предстоит сформировать квалифицированный заказ для науки и приоритизировать его в зависимости от текущей ситуации.

Минобрнауки уже сформулировало подходы к расстановке приоритетов в научных исследованиях и разработках. Определены пять критериев оценки, по которым все ведомства проранжируют свои научные расходы и запросы на финансирование в новом бюджетном цикле. Кроме того, в этом году заработают первые 13 сервисов домена "Наука и инновации" на единой цифровой платформе "ГосТех". В комплексе это позволит сформировать механизм изменения госзаданий на науку под конкретные нужды экономики и бизнеса.

Государство вкладывает в науку серьезные средства: с 2000 года их объем вырос в 13 раз до более чем одного триллиона рублей. Однако финансирование научных исследований все еще отстает от уровня ведущих стран мира, отмечается в отчете Счетной палаты РФ, обнародованном в 2020 году. Если целевые параметры нацпроекта "Наука" будут достигнуты, расходы России в этой сфере увеличатся к 2024 году до 1,2 процента ВВП. Для сравнения в Китае эти расходы составляют 2,1 процента ВВП, в США - 2,7 процента, в Германии - 2,9 процента. В этом случае, по оценке Института Внешэкономбанка, расходы на НИОКР в России могут обеспечить не более 0,15 процента потенциального роста ВВП в ближайшие 10-15 лет. Это не соответствует задаче перехода к преимущественно инновационной модели развития, считают в Счетной палате.

В своем исследовании ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории измерения благосостояния НИУ ВШЭ Марина Архипова отмечает, что пока запрос на инновации остается невысоким: большая часть организаций не готова вкладывать в исследования и разработки изрядную долю своего капитала. Основными проводниками научных исследований традиционно остаются госучреждения, предприятия с госучастием, а также крупный бизнес. Только чуть более 10 процентов предприятий внедряют различные нововведения. Удельный вес компаний, внедряющих ноу-хау, ежегодно сокращался приблизительно на 0,5 процента.

Впрочем, санкции стимулировали крупный бизнес активнее заниматься внедрением отечественных разработок. Если в 2014 году уровень импортозависимости в нефтегазовой отрасли составлял 60 процентов, то в 2020-м - уже 48 процентов, отмечает гендиректор Ассоциации подрядчиков арктических проектов "Мурманшельф" Ольга Буч. По ее словам, программы импортозамещения есть практически у каждого крупного игрока в отрасли (ПАО "Газпром", "Роснефть", "НОВАТЭК"). И в эти программы должен быть включен местный региональный бизнес, в том числе и на Севере.

- Существует достаточно "прозрачный" механизм вовлечения, но нужно научить предприятия им пользоваться, - подчеркивает эксперт.

Помимо этого, крупные предприятия занимаются внедрением наилучших доступных технологий, повышая экологичность производства. Один из примеров - "Норникель", планирующий построить в городе Мончегорск Мурманской области новое медерафинировочное производство взамен устаревшего цеха, закрытого 2021 году. Предполагается, что новый цех будет производить до 150 тысяч тонн меди в год по технологии ОВЭ (обжиг-выщелачивание-электроэкстракция), которая позволяет сократить вредные выбросы и увеличить автоматизацию.

Особую роль приобретает развитие экономики замкнутого цикла, "зеленых" технологий, считает член экспертного совета Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Владимир Маслобоев. По его мнению, на основе разработок мурманских ученых можно использовать лесную биомассу в зеленой энергетике, выращивать кормовые культуры в условиях Субарктики, развивать биотехнологии для очистки сточных вод от соединений азота, фосфора и тяжелых металлов. Так что, по мнению эксперта, "сейчас появляется оптимизм".