Недавно десять свердловских предприятий вошли в масштабный проект развития промышленного туризма. Среди них Уралхиммаш, ЕВРАЗ НТМК, Северский трубный завод, Уральские локомотивы, Свердловская железная дорога, корпорация "ВСМПО-АВИСМА", Артинский завод кос и серпов, СМАК. В превращении цехов в особый турпродукт помогали эксперты всероссийского акселератора по промышленному туризму АСИ.
На промплощадках провели тщательную ревизию всех "сокровищ": подняли архивы, открыли запасники музеев, окинули свежим взглядом цеха и заводские территории. Согласно методологии, турмаршруты формируются по двум направлениям: демонстрация исторических объектов горнозаводского Урала, а также знакомство молодежи с действующими производствами и современными профессиями. Другими словами, в приоритете просвещение и профориентация. Но руководители предприятий рассчитывают и на рост инвестиций.
Эксперты утверждают, что промтуризмом можно назвать посещение любого производства - хоть металлургического гиганта, хоть небольшой сыроварни. Правда, в каждом случае свой подход, своя "технологическая карта" экскурсий, ведь цели организованных туров не всегда одинаковы.
- Например, на Белоярской АЭС и на Уралвагонзаводе акценты были совершенно разные. На градообразующих предприятиях цель экскурсий - избежать оттока молодежи, помочь с профориентацией. Еще одна задача - задействовать пенсионеров, организовать передачу традиций. Если говорить о малых предприятиях типа пекарен, туризм помогает в реализации и популяризации их продукции. Сюда же мы относим так называемую промышленную археологию - речь идет об осмыслении демидовского, строгановского наследия, - говорит секретарь совета по развитию промышленного туризма в России Михаил Мальцев.
Если Строгановы дали импульс развитию доиндустриального Урала, то династия Демидовых во многом способствовала возникновению горнозаводского Урала. По словам историков, потомки тульских кузнецов привезли сюда навыки оружейников, которые вместе с опытом голландских мануфактуристов создали особый сплав - уральского заводчика. А соединение промышленного уклада с аграрным (здешние рабочие не только добывали руду и стояли у плавильных печей, но и держали скот, пахали землю) стало отличительной чертой горнозаводской цивилизации с ее основополагающей ценностью труда. Не случайно горнозаводская культура через столетия пронесла ключевое слово - мастер.
- Горнозаводское наследие Урала огромно - это множество старинных заводов, церквей и усадеб. Причем суровая промышленная красота часто соединяется с великолепными ландшафтами - крупные заводы располагались в основном по берегам рек. Такое путешествие - возможность не только прекрасно отдохнуть, но и своими глазами увидеть историю нашей страны в ее развитии: от демидовских железоделательных заводов до плодов индустриализации 30-х годов прошлого века и современных производств. И еще это отличный шанс познакомиться с уральцами - потомками Ермака и Данилы-мастера, - считает профессор Уральского института управления - филиала РАНХиГС доктор исторических наук Михаил Фельдман.
Одним из наиболее успешных примеров промтуризма эксперты считают опыт Северского трубного завода (СТЗ) в Полевском. Организованный предприятием тур "ЗАВОДись - мы едем на завод!" за шесть дней принял 600 экскурсантов. Секрет повышенного интереса к металлургическому гиганту - бережное использование богатого исторического наследия, глобальная модернизация производства, решение экологических проблем. На предприятии с почти 300-летней историей есть что вспомнить и на что "свеженькое" посмотреть.
- В 2020 году закончился первый этап техперевооружения, и заводчане посчитали нужным поделиться своей гордостью. К тому же мы понимали, чем изначально обладаем: это старинные машины, механизмы, Северская домна как уникальный памятник… Сидеть на таких сокровищах и скрывать их просто неумно. Конечно, экскурсии проводили и раньше. Но два года назад решили раскрыть потенциал промышленного туризма, показать все - от старинных объектов и технологий выплавки металла до самых современных, в том числе "зеленых", - рассказал начальник управления по связям с общественностью и органами власти СТЗ Александр Федосов.
Промтуризм обычно направлен на внешнюю аудиторию. Однако на СТЗ считают, что необходимо ориентироваться и на "внутренний круг", причем не только на шесть тысяч заводчан, но и на всех горожан. Северский трубный - градообразующее предприятие, но большинство жителей 70-тысячного Полевского никогда не бывали на "своем" заводе. Было важно донести до всех полевчан, что СТЗ - сильное, уверенное в себе и перспективное предприятие.
Однако металлурги не забыли и об иногородних туристах - организовали специальный автобус для екатеринбуржцев. Этапы экскурсии раскрывались по типу матрешки - сначала посещение микрорайона с домами-таунхаусами, где живут работники предприятия, затем знакомство с промышленными корпусами у городского пруда, музеем "Северская домна" на территории завода и современными трубопрокатными цехами.
- Мы гордимся своим заводом и готовы показать всем, как сегодня изменилась профессия металлурга, улучшились условия работы и быта заводчан. Как позже признались гости Полевского, о заводской жизни до поездки на СТЗ они судили в основном по советским фильмам, таким как "Весна на Заречной улице". У нас же они увидели современное энергоэффективное и экологичное производство, оценили производственную культуру, - отметил управляющий директор СТЗ Дмитрий Марков.
По мнению экспертов, развитие промышленного туризма решает задачи привлечения кадров, возвращения престижа рабочих профессий, повышения имиджа предприятия и всего региона. Даже если экскурсию организует не металлургический гигант.
- Не все замыкается на индустрии. На Кубани или в Крыму гостей охотно принимают винные производства. В Калининграде можно увидеть объекты промышленной археологии - старые предприятия Кенигсберга и, конечно, янтарный комбинат. В Челябинской области очень популярна экскурсия на Златоустовскую оружейную фабрику: в свое время ее посетили три российских императора! Это уже не просто металлургия, это ближе к искусству, традициям. В Свердловской области туристов принимают несколько гончарных предприятий, у нас есть великолепные кондитерские производства, предприятия легкой промышленности, - перечисляет Михаил Мальцев.
Интересной можно сделать любую экскурсию. Но все же развитие промышленного туризма, по словам эксперта, в большей степени зависит от открытости и заинтересованности руководителей предприятий. Кстати, порой турмаршруты охватывают сразу несколько производств, например, в Свердловской области разработан маршрут с посещением НТМК и Качканарского ГОКа.
Появлению новых проектов в этой сфере помогает и поддержка государства. Совет по развитию промышленного туризма в России взаимодействует с рядом госкорпораций и Ростуризмом, а также с федеральной и уральской торгово-промышленными палатами. По словам Михаила Мальцева, вскоре должна появиться единая карта промышленного туризма. При помощи этого информационного ресурса можно будет подобрать туры по направлению, географии и цене. Пригодится туристам и перечень находящихся рядом отелей и хостелов. Разработчики обещают, что база данных будет постоянно пополняться, а в дальнейшем проект должен обзавестись собственным мобильным приложением.
Справка РГ
Согласно допандемийной статистике, в 2019 году туристов принимали 32 промышленных предприятия региона, а общее число гостей этих объектов превысило 42 тысячи. В 2022 году количество гостеприимных заводов увеличилось до 42-х. Однако перспективы развития промтуризма практически безграничны, ведь в регионе более 15 тысяч работающих предприятий.