Как рассказал директор Фонда технологического развития промышленности Свердловской области Александр Казаков, в конце 2021 года была создана автономная некоммерческая организация "Цифровые технологии производительности" (АНО ЦТП). Она является оператором цифровой экосистемы нацпроекта "Производительность труда". Главная задача - минимизировать негативный опыт, который появляется у промышленников, если они, следуя тренду, начинают насаждать IT на неподготовленную почву.
АНО ЦТП помогает оценить цифровую зрелость предприятия, выстроить коммуникации с разработчиками программного обеспечения (ПО), составить грамотное техзадание, подобрать разные решения под потребности, протестировать их, а в дальнейшем оказывает техподдержку и сопровождает заявки на субсидирование внедрения таких технологий.
- Оно может происходить как параллельно с работой Регионального центра компетенций в сфере производительности труда (РЦК) на пилотных потоках, так и после нее. Это один из бесплатных бонусов нацпроекта, - объясняет Александр Казаков. - На производствах эксперты видят самые разные уровни IT-зрелости: у кого-то уже многие процессы переведены в цифру, стандартизированы, а у кого-то даже нормирования труда нет. Многие смотрят в сторону СRM-систем, но не понимают, пора их использовать или нет. Зачастую бывает так: разработчики установили программную оболочку и ушли, а как ее будут наполнять данными, насколько эти данные качественные, никто не знает.
На сегодня в цифровой экосистеме нацпроекта собрано более 300 предложений ПО, продуктов и сервисов, состоялось более 100 внедрений. Можно не сомневаться, что все это будет востребовано свердловскими участниками нацпроекта. Их в регионе уже 147, к концу года будет 161, а к 2024-му - 297.
- Интересное предложение. У нас уже есть СRM-система, но не очень нравится ее сервисное обслуживание. Также было бы неплохо, если бы специалисты подсказали какое-то логистическое ПО, которое поможет нам эффективно управлять подвижным составом, - говорит коммерческий директор завода "Уралтранстром" Владимир Тюрин.
Это предприятие выпускает плиты для обустройства дорог на нефтяных и газовых промыслах, аэродромах в условиях нестабильного грунта, где создание асфальтового покрытия не представляется возможным: стелется временная дорога, засыпается песчано-гравийная смесь, сверху кладется плита, и уже по ней едет транспорт. Потребители, среди которых заводы "Арктик-СПГ", "Обский СПГ", дочерние компании "Роснефти", предъявляют жесткие требования не только к качеству, но и к срокам. К примеру, завоз стройматериалов в некоторые точки в ЯНАО возможен только по воде. Соответственно производитель должен так выстроить логистику, чтобы уложиться в период навигации.
В ходе анализа пилотного участка, где выпускались напряженные дорожные плиты, эксперты РЦК выявили 60 проблемных точек, для их ликвидации разработали 48 мероприятий. В частности, у завода был довольно большой станочный парк: эксперты подсказали, как его лучше скомпоновать, чтобы добиться максимальной загрузки. После внедрения почасового производственного анализа стали понятны технические причины простоев участка формовки. Эту проблему решили своевременным техобслуживанием.
Из четырех производственных пролетов в двух маршруты оказались слишком сложными. После их оптимизации путь сократился на 120 и 78 метров. При этом у крановщиков и стропальщиков появилось в сумме пять свободных часов. Значит, они смогут помочь с изготовлением продукции.
В арматурном цехе навели порядок с помощью системы 5С, ввели в практику новые заявки на арматуру от формовочного цеха для исключения перепроизводства. Чтобы облегчить труд рабочих, организовали отдельные инвентарные стойки на участках распалубки и формовки, поставили столы-органайзеры, переместили скобы на станках нагрева.
- Я бы сказал, вся суть - в деталях: тут чуть-чуть докрутили, там перенастроили. Но главное - у заводчан изменилось сознание. На старте было отторжение: "Зачем это нам надо?" Но, когда втянулись и увидели результаты, стали работать иначе, - делится впечатлениями Владимир Тюрин. - Кроме того, нацпроект послужил катализатором принятия управленческих решений. Мы по-другому посмотрели на своих сотрудников, увидели в некоторых потенциал лидеров команды, начали его развивать. Чтобы мотивировать бригады на участке вязки арматуры, показывали им в цифрах, как вырастет зарплата при стандартизации и увеличении нормы выработки.
Благодаря участию в нацпроекте предприятию удалось за полгода поднять производительность с 22,9 до 27 плит в неделю на человека. Незавершенное производство сократилось более чем на 45 процентов, время протекания процесса - на 46. Впереди еще более серьезные изменения: с середины июня началась оптимизация транспортно-сырьевого цеха и участка изготовления арматуры для аэродромных плит. За время работы РЦК на "Уралтранстроме" создали проектный офис и сертифицировали двух тренеров. Со временем принципы бережливого производства здесь распространят на всю производственную цепочку, от поставщиков сырья до заказчиков готовой продукции.
- Это должно стать нашим генетическим кодом, - уверен Владимир Тюрин.
Для вступления в нацпроект надо подать заявку на сайте www.производительность.рф. Участниками могут стать компании из сфер обрабатывающих производств, АПК, транспорта, строительства, торговли с годовой выручкой от 400 миллионов рублей и долей иностранного капитала не более 50 процентов. Предприятия берут на себя обязательства повышать производительность труда на пять процентов в год. Зарегистрироваться в экосистеме цифровых сервисов можно на сайте www.эффективность.рф.