Композит тепло хранит

Инновационные нагревательные элементы "Зебра" созданы южноуральской компанией. По мнению экспертов, разработка способна заменить импортные аналоги - системы отопления локомотивов и вагонов метро.
iStock

Продукция челябинцев помогает решить и задачи предпускового подогрева блоков аккумуляторов для подъема пантографов, обогрева панелей управления электровозов и кабин локомотивов, защищает от конденсата пульты, шкафы и компрессоры. Благодаря энергоэффективности "Зебра" вытеснила продукцию компании Siemens на электропоездах "Ласточка", другом подвижном составе РЖД.

Челябинская компания использует инновационный материал - алюмополимерный композит, который и обеспечивает преимущества. Конструкция представляет собой многослойный сэндвич: нихромовая нить располагается между двух полимерных пленок, облаченных в алюминиевую фольгу. Она сохраняет гибкость, ведь толщина не превышает миллиметр.

Завод имеет собственную запатентованную технологию: 95 процентов теплового потока нагреватель излучает только с одной стороны. Но "на всякий пожарный" в изделие встроена защита от локального перегрева.

Развитием этой технологии предприятие занимается около 15 лет - выпускает уже пятое поколение нагревательных элементов, наращивая производство. По словам директора Игоря Панасюка, справляться с трудностями научили предыдущие кризисы: в 2014-м из-за резкого роста курса доллара впервые пришлось экстренно решать вопрос импортозамещения, поскольку цены на некоторое сырье и комплектующие стали неадекватно высокими. Сегодня же практически все используемые материалы отечественные.