Стартовали с госзакупок
Рабочий день директора компании "Неомаш" Владимира Блашенцева начинается не с чашки кофе, а с изучения сайта госзакупок. Задача - найти среди огромного потока предложений тендер, который даст пищу для размышлений конструкторскому бюро, потом - работу производственному цеху и в итоге увеличит объем выпускаемой продукции.
Предприятию два года от роду. Это классический стартап единомышленников. Когда-то вместе работали на тюменском "Геотроне", выпускавшем оборудование для нефтяной и газовой отрасли. Большой завод закрылся, и они создали малое предприятие. Профиль выбрали, ориентируясь на свои знания и опыт и на потенциальный спрос, - это направление перспективнее, чем "купи-продай". Основатели сразу решили, что производство будет не серийным, конструкторы станут создавать собственные разработки, а не копировать чужие.
Кстати, если изначально предприятие было нацелено на реализацию программы развития нефтегазового комплекса и снижения зависимости российского ТЭК от импорта оборудования, то сейчас спектр заказов шире, а годовой план производства вырос с 20 до 200 миллионов рублей. География поставок тоже вышла за границы страны.
И стены, и деньги
Под большие объемы нужны и большие площади. "Неомашу" помогли подобрать помещение в инфраструктурном агентстве Тюменской области: предприятие стало одним из первых резидентов промышленного парка, который создается на площадке бывшего ДСК-500. Некогда крупнейший в Тюмени домостроительный комбинат сейчас не работает, но инфраструктура осталась, и ей нашли новое применение. Суммарно на территории промышленного парка планируется создать более 4000 рабочих мест.
- Регион занимает лидирующее место в национальном рейтинге инвестиционного климата, у нас большой спрос на подобные площадки. Создание технопарка обеспечит приток инвестиций, кадров и технологий, - отмечает директор инфраструктурного агентства Ольга Романец.
Рост объемов производства требует привлечения финансов. Малый бизнес чаще всего пользуется возможностями кредитования, в том числе с помощью программ корпорации "МСП".
- Если на старте ничего нет, то в залог предложить нечего, - рассказывает Владимир Блашенцев. - Мы несколько раз брали беззалоговый кредит. Современные предприятия без финансовой подпитки, без овердрафта или факторинга работать не могут. На Петербургском международном экономическом форуме прозвучало: "Если обеспечить бизнес доступными кредитами, остальное он сделает сам". Это так. Кредиты под 11 процентов, которые предлагают для производственников, или под три процента для высокотехнологичных предприятий - это просто бомба! Деньги должны быть дешевые, и чем их больше, тем лучше.
Льготные займы, возмещение затрат по договорам лизинга, поручительство - наиболее востребованные формы поддержки МСБ. По данным департамента инвестполитики Тюменской области, в 2021 году предприниматели получили ее более чем на 1,6 миллиарда рублей, а с начала 2022 года - на 500 миллионов рублей. Львиная доля финансирования направлена на модернизацию и льготное кредитование промышленных предприятий в сфере машиностроения, нефтесервиса, АПК, IT. Актуальна и льготная аренда производственных и офисных помещений, земельных участков. Например, в индустриальном парке "Богандинский" арендовать гектар можно всего за рубль.
Переосмыслить ценности
В реализации планов импортозамещения в Тюменской области сегодня участвуют 82 предприятия. В Агентстве инфраструктурного развития региона создан Центр кооперации, задача которого - помогать предпринимателям находить в странах-партнерах замену импортным комплектующим. Разработаны инвесткейсы наиболее востребованных производств с гарантированным сбытом, запущен сервис по созданию предприятия с нуля, позволяющий инвестору избежать ошибок на старте. По словам директора департамента инвестполитики и господдержки предпринимательства Тюменской области Антона Машукова, в регионе готовы помочь с импортозамещением каждой компании, которая за такой помощью обратится.
Сами предприниматели уже заметили, что на рынке появилось много новых игроков, которые раньше были ориентированы в основном на импортные технологии и комплектующие. Это потенциальный рынок.
- Смысл не в том, чтобы отказаться от всего чужого, а в том, чтобы создавать свое. Импортозамещение должно быть в мозгах. Чтобы они работали по-другому, а предпринимателям хотелось идти не самым легким путем, а самым перспективным, - рассуждает Владимир Блашенцев. - По сути, сделать самим можно все что угодно. В Китае на импортозамещении построили промышленную и технологическую революцию. У нас же каждый третий предприниматель до сих пор занимался перепродажей. Да и сегодня многие идут тем же путем - заменяют одних поставщиков другими. Что в результате получим? Временный эффект. Менять нужно все кардинально, и главную скрипку тут будет играть малый и средний бизнес. Небольшим компаниям выгодно так работать: сделал быстро и хорошо - быстро и хорошо заплатили. И есть средства на следующий рывок. У нас, например, от рождения идеи до начала производства прошла всего неделя. Для старта потребовались не миллионы рублей, а всего 700 тысяч. Малый бизнес быстро ориентируется в ситуации, на лету подхватывает любую идею, находит решение и воплощает его в жизнь. Может, на этой мобильности и будет строиться наша доктрина технологической безопасности.