Впервые новинку показали в июне на Петербургском международном экономическом форуме. В презентации принял участие губернатор Челябинской области Алексей Текслер.
- Модель разработана специально для Челябинска. В ней учтены все наши пожелания: освещение, управление климатом, информационная система, доступность для людей с ограниченными возможностями здоровья. А еще - большой запас автономного хода, что позволит троллейбусу добираться в новые районы, где сети пока не проложены. Всего таких троллейбусов в Челябинске будет 168 - до октября следующего года планируем полностью обновить парк, - отмечает глава региона.
Разработчики делают упор на инновационный характер модели, не исключая, что она может стать хитом продаж. Важный плюс - высокая емкость аккумуляторов, которые позволяют машине проходить до 80 километров автономно, без подпитки от контактной сети. Система управления электродвигателем также самая современная - она обеспечивает энергоэффективность примерно на 15 процентов выше, чем у аналогов. Для маломобильных граждан, помимо откидной аппарели, предусмотрена возможность наклона корпуса троллейбуса на остановках.
Выглядит модель футуристично благодаря увеличенной площади остекления. Помимо эстетики, следования новым трендам в дизайне, подобное решение улучшает и обзор изнутри. Потолок в салоне на восемь сантиметров выше, чем у машин того же класса, поэтому в троллейбусе "больше воздуха", эффект простора, да и высоким пассажирам здесь комфортно.
Опытный образец, продемонстрированный на ПМЭФ, собран на предприятии "СТМ-Энергорешения" в Санкт-Петербурге. На этой же площадке до конца 2022 года планируется произвести установочную партию из 20 машин, с которой стартуют поставки в Челябинск. Потом эстафетную палочку, как задумано, перехватит сам южноуральский город, где сейчас активно модернизируются помещения для троллейбусного производства. Кстати, на нем получат рабочие места 500 человек.
Вопросы, связанные со сборкой троллейбусов в Челябинске, власти обсудили с концессионером. Глава региона заявил также о готовности заключить с инвестором специальный инвестиционный контракт, рассмотреть возможность других стимулов для развития важного производства. Гендиректор СТМ Виктор Леш назвал проект принципиально новым и перспективным направлением для своей компании, оценив предварительный объем инвестиций на первой стадии более чем в миллиард рублей.
В целом же проект гораздо масштабнее: мало закупить новые машины - нужно полностью модернизировать всю инфраструктуру. Инженерная подготовка этого процесса уже началась, в частности, проведены исследования грунта под фундаменты опор новой контактной сети. Они затронули основные магистрали Челябинска, включая Комсомольский и Свердловский проспекты, улицу Героев Танкограда, проспект Ленина. Специалисты проанализировали состояние около трех тысяч существующих опор. В итоге их заменят новыми на протяжении 14,5 километра пути. Построены будут также тяговые подстанции, обновлены депо.
В условиях такой многозадачности переезд производства в Челябинск называют логичным. Шаг этот вписывается в концепцию транспортной трансформации, объявленной властями несколько лет назад. А ее цель заключается не просто в замене отслужившего срок и морально устаревшего машинного парка. Главная идея - перенос центра тяжести в миллионном Челябинске с личного на общественный транспорт, загрузка которого создаст предпосылки для экономической стабильности предприятий, а также уменьшит заторы на улицах, улучшив экологию в индустриальном центре. Еще один "побочный" эффект - диверсификация местной промышленности, предпосылки для роста различных ее секторов.
- Для нас это не менее важно, чем сам троллейбус для города, - комментирует масштабные планы Алексей Текслер. - У нас машиностроительный регион: есть производство трамваев, причем мы лидируем в этом деле, теперь будут и троллейбусы.
Трамваями из Усть-Катава с прошлого года заменяют изношенный парк рельсового транспорта, а недавно на испытания в город доставлена новая, полностью низкопольная модель, на которую делают главную ставку. Вагоностроительное предприятие собирается обеспечивать подвижным составом и челябинскую подземку. Согласно недавнему сообщению Минстроя РФ, в рамках инфраструктурного бюджетного кредита в размере почти 73 миллиардов рублей в областном центре реализуются два проекта: "Обновление трамвайной системы" и "Метротрамвай с интеграцией в трамвайную сеть Челябинска".
- К концу 2025 года Челябинск сможет войти в число российских городов, где жителей и гостей мегаполиса станет обслуживать легкорельсовый вид городского транспорта - метротрамвай. По предварительным прогнозам, с его помощью будет перевозиться порядка 75 миллионов пассажиров в год, - сообщил первый замминистра строительства и ЖКХ РФ Александр Ломакин.